Дневник кино
  

Рекорды кино: самые-самые

Александр Минаев

Факты – вещь, как известно, упрямая. Вернее, упрямы те, кто увлечен фактами, дотошно изучает статистику и беспощадно давит оппонента массой цифр и фамилий, чуть что ссылаясь на старика Гиннеса да на всемогущий Интернет. Киноведы как раз из этой породы. Со справочником в руках радостно сообщат – кто, где, когда, сколько и за сколько. Да, область бизнеса (а кино – наполовину бизнес) – это царство корифеев кассового аппарата и калькулятора, однако, перелистывая страницы истории "важнейшего из искусств", историю выраженную в точных величинах расходов, фантастических прибылей, звездных гонораров и прочих рекордов – не заскучаешь. За каждой цифрой громкие имена, знакомые лица. Кроме цифр, впрочем, есть и другие величины – самый долгий, самый захватывающий, самый ранний, самый любвеобильный. Словом самый,самый...

АЙСБЕРГИ И ДИНОЗАВРЫ

Конечно, рекорды в мире искусства- вещь относительная и эфемерная. И все же абсолютный лидер гонки за сверхдоходами – Стивен Спилберг. Почти все его картины возглавляли списки хитов проката, а добрая сказка "Инорпланетянин" считается одним из самых прибыльных фильмов американского кино. Приключенческий боевик "Индиана Джонс и Храм Судьбы" поставил рекорд дневного сбора – 9324700 долларов. Это произошло 27 мая 1984 года. Рядом с лентами Спилберга –- "Звездные войны" Джорджа Лукаса и классические картины прошлого – "Унесенные ветром" Виктора Флеминга, "Десять заповедей" Сесиля Б. Де Милля, "Звуки музыки" Роберта Уайза.


Впрочем, cегодняшний кинопрокат в России назовет других лидеров. Например, "Властелин колец" Питера Джексона. Этот красочно-сказочный блокбастер в наших залах уже собрал больше, чем "Титаник". Пал первый российский кино рекорд, продержавшийся с 1998 года. "Властелин колец" перегнал пароход Джеймса Кэмерона и по количеству зрителей. Кстати "Титаник" сегодня считается самым дорогим звуковым фильмом в истории кино. Из гигантов времен "великого немого" первым был "Бен Гур" режиссера Фреда Нибло (1925). Фильм обошелся компании MGM в $3.9 млн. По тогдашнему курсу это была гигантская сумма. Самым рекламируемым кинопроектом стал спилберговский "Парк юрского периода" (1993). Компания "Universal" и прокатные конторы только в США вложили в раскрутку фильма $68 млн., что на $8 млн. больше бюджета впечатляющей картины удачливого "оживителя динозавров" .И фильм и рекламные акции породили настоящий бум на доисторическую фауну.

И ВСЕ В ОДНИ РУКИ !?

Сегодня самая высокооплачиваемая актриса Голливуда – звезда "Ангелов Чарли" Кэмерон Диас. У нынешних суперменов экрана очередь в кассу выглядит так: рассекретив любую "Матрицу", Киану Ривз спасет мир за $57 миллионов; "Крепкий орешек" Брюс Уиллис предотвратит "Армагеддон" всего за $37,5 миллионов.

А если человечество захочет сэкономить, можно пригласить Арнольда Шварценеггера, – за $34,5 миллиона долларов он отложит в сторону губернаторские дела и отменит наступление Судного дня. Отправить в очередной крестовый поход старину Индиану Джонса можно за $27 миллионов.


Том Круз согласится выполнить еще одну "невыполнимую миссию" за $21 миллион. А ветераны экрана Томми Ли Джонс, Майкл Дуглас и Роберт де Ниро берут за свои услуги совсем скромно – по $18,5 миллионов за фильм.

В теперь уже далекие шестидесятые рекордсменкой по дамским гонорарам считалась Элизабэт Тэйлор с ее миллионом за "Клеопатру". Несколько позже лидировали Мэрил Стрип ($4 млн.) и Барбра Стрейзанд ($5 млн.). В 90-ые годы самой дорогой стала "красотка" Джулия Робертс. Гламурная история о милашке-проститутке, покорившей сердце миллионера-плэйбоя на сто процентов оправдала ожидания американских зрительниц конца XX века. Большинство героинь Робертс очаровательны и беззащитны. Они начисто лишены феминистских претензий на независимость, чем привлекают и зрителей-мужчин.

ВОЛОСЫ СТЫНУТ В ЖИЛАХ

Убыточному "Рэмбо-3" принадлежал рекорд по числу экранных убийств (123 за 109 мин.). Потом и это "достижение" перекрыли супербоевики вроде "Крепкого орешка". Наш "Антикиллер" явно силился догнать Рэмбо по скорострельности, но самое тяжелое впечатление от сцен насилия оставляет военная драма Элема Климова "Иди и смотри". Хоть не ходи и не смотри.

Так и решили англичане, когда запретили показ знаменитой картины Кубрика "Заводной апельсин", перенасыщенной жестокими эпизодами.

Самым захватывающим из голливудских триллеров остается фильм Альфреда Хичкока "Психоз", за ним плывут "Челюсти" вездесущего Спилберга, "Экзорцист" Уильяма Фридкина, снова Хичкок ("К северу через северо-запад"), и "Молчание ягнят" Джонатана Демме. Напомним – это единственный триллер удостоенный 5-и "Оскаров".

СЫГРАЙ ЭТО ЕЩЕ РАЗ

По итогам опросов зрителей в начале 90-х среди "тихих жанров" – драм, мелодрам и сказок – лучшими картинами считались "Волшебник из страны Оз" и мюзикл "Лихорадка субботним вечером".


Последний из опубликованных списков самой выдающейся картиной американского кино называет мелодраму Майкла Кертиса "Касабланка" (1942), удачно сочетающую любовную историю в духе Ремарка с антинацистским пафосом и атмосферой "черного" фильма. "Касабланка" обошла и шедевр Орсона Уэллса "Гражданин Кейн" (1941), и впечатляющую гангстерскую сагу Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец" (1972), и "Унесенных ветром" (1939) Виктора Флеминга. Эту эпическую мелодраму по роману Маргарет Митчелл посмотрело и наибольшее число зрителей.

С американским фильмом соперничает лишь "Мать Индия" – очень популярная в своей стране, Индия ,кстати, является и мировым лидером по объему кинопроизводства, опережая Японию, Францию, Тайвань,Турцию, Филлипины, Францию, США и прочие кинематографические державы. В 1990 г. индийские кинематографисты достигли рекордной цифры – 948 фильмов за год (почти все ленты – двухсерийные).

ТРУДНО ВЫСИДЕТЬ

По длительности кинопроизведения первенство держал (до 1970 года) английский подпольный фильм, который так и назыввался "Самый длинный и бессмысленный фильм в мире" – он демонстрировался 48 часов.

В1987 году этот рекорд преодолел постановщик киноопуса "Лекарство от бессонницы" – принимать его приходилось 85 часов. Среди художественных картин лидирует 27-и часовой китайский фильм "Сожжение храма Красного Лотоса" (1928-31 гг.).

Самое длинное название у итальянской картины Лины Вертмюллер – "Фильм любви и анархии, или Сегодня в десять утра на Виа дей Фиори в известном доме терпимости". А самое смешное (по мнению некоторых знатоков) – "О, папа,бедный папа, мама повесилась в туалете, и мне так горько" американского режиссера Ричарда Куина.

Леонардо Ди Каприо, скорее всего, не знает, что московский кинотеатр "Салют" единственный на планете показывает "Титаник" уже почти два года. А эротическая мелодрама Жюста Жакена "Эмманюэль" не сходила с экрана одного из парижских кинозалов целых 11 лет.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Нет сомнения – полюбившихся героев хочется снова видеть на экране. Создатели киносериалов идут навстречу зрительским потребностям. Популярность фильма и коммерческий резон порождают сиквелы – по нашему продолжения. Вот лишь несколько примеров – "Аэроплан" и "Горячие головы" (по 2 фильма),"Бетховен" и "Голый пистолет" (3), "Один дома" (4), "Полицейская академия" (7).


Триллеры и фильмы ужасов – "Омен", "Экзорцист", "Молчание ягнят" (по 3) , "Чужие" и "Челюсти" (4), "Жажда смерти" (5), "Хэллоуин" (7), "Кошмар на улице Вязов" (8). Вслед за "Грязным Гарри", фильмом о непримиримом и жестком полицейском, вышло еще несколько картин с тем же Клинтом Иствудом в главной роли. Наконец, боевики – австралийский "Безумный Макс", "Индиана Джонс" ,"Робот-полицейский" и "Терминатор" (3), "Горец" и "Смертельное оружие" (4). Не всегда качество картин снижается с увеличением порядкового номера серии. Пример –- чемпион по числу сиквелов шпионский сериал о Джеймсе Бонде – 22 ленты за 40 лет. Несколько режиссеров в титрах, несколько актеров в образе героя, породившего настоящий культ вымышленной личности. Кстати, одной из самых грандиозных декораций по сей день считается бассейн, построенный на студии "Пайнвуд" для фильма "Шпион, который меня любил" (1977). При размерах 102х42х12 м он вмещал 4.54 млн. литра воды, декорацию секции 600 000-тонного супертанкера в натуральную величину и 3 уменьшенные модели атомных подводных лодок.

Самый большой разрыв между фильмом и его продолжением – 46 лет. Сказка "Возвращение в страну Оз" вышла на экраны в 1985 году.

И КАЧЕСТВО, И КОЛИЧЕСТВО

Самый плодовитый режиссер современного кино – покойный Райнер Вернер Фасбиндер – 37 полнометражных фильмов, три новеллы, два телесериала и одна документальная лента за 17 лет работы в немецком кино.

Есть и другие примеры – французский классик Жан Виго снял только одну полнометражную картину-мелодраму "Аталанта".


Актер, которому принадлежит рекорд по числу главных ролей – Прем Назирон, звезда трехсот малазийских фильмов, но вряд ли найдется более трудолюбивый актер, чем американец Йен Лейтон. С 1951 г. он сыграл в кино, театре и на ТВ 3395 (!) ролей. Правда, мировой славы при этом он так и не добился – Лейтона и в Америке мало кто знает.

Внушительная фильмография среди голливудских звезд первой величины у Джона Уэйна – с 1927 г. по 1976 г. он снялся в 153 лентах, из них в 142-х в главной роли.

Наш Армен Борисович Джигарханян, наверное, и сам уже не сможет назвать число кинокартин с его именем в титрах.

Англичанин Алек Гиннесс в фильме "Добрые сердца и коронеты" (1949) и американец Род Стайгер в картине "Так с дамами не поступают" (1968) играют по 7 ролей, в трех ипостасях предстает Жан Маре в фильмах "Красавица и чудовище" и "Фантомас разбушевался". А вот универсальный Андрей Мягков в комедии Леонида Гайдая "На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-бич опять идут дожди" (1992) представляет в лицах всех советских лидеров от Ленина до Горбачева. Так умеют только наши!

АВТОГРАФ МЭТРА


Есть режиссеры, которые очень любят ненадолго появиться в кадре своего фильма. Вот Альфред Хичкок – нет нет да и пройдет по улице мимо главного героя. Или канареечку в зоомагазине купит, скромно, на втором плане ("Птицы"). Спору нет – он оставлял след везде где мог. Если говорить о качестве автографа – наши и тут впереди. Ну кто забудет Эльдара Рязанова, проспавшего весь "Гараж" в обнимку с чучелом бегемота. Ироничным, изобретательным и скромным оказался Георгий Данелия – его в форме офицера нацистской СД (читай Штирлиц) несколько секунд показывают в телефильме , который смотрит семья Бузыкиных в трагикомедии "Осенний марафон". Поди, узнай режиссера!

ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ

Единственный зарубежный актер, после перевода фильма на русский язык, заговоривший на два голоса – француз Жерар Барре ("Три мушкетера"). В первой серии за героя "выступал" Артем Карапетян, во второй - Владимир Сошальский и перемены почти никто не заметил – так высока была школа советского дублирования.

Гардероб бедного гасконца был не велик – всего-то пять камзолов, а вот египетская царица Клеопатра в одноименном суперколоссе с участием Элизабэт Тэйлор меняет 65 нарядов. И это не предел – у Мадонны в мюзикле Алана Паркера "Эвита" по роли аж 85 "сменок". Кстати, cамое большое число костюмов было изготовлено для картины Мервина Ле Роя по роману Генрика Сенкевича "Quo Vadis?" (1951).

Самой масштабной массовкой считается сцена похорон в фильме Ричарда Аттенборо "Ганди" (1982) – в ней снимались более 300 000 человек. Правда с костюмами для индийской бедноты у режиссера проблем не было.

ВОТ КОМПАНИЯ КАКАЯ

Вымышленный персонаж, чаще прочих появлявшийся на экране – граф Дракула. О трансильванийском вампире снято 72 картины. На втором месте – лондонский сыщик-любитель Шерлок Холмс (66). Правда второе место в этом рейтинге оспаривает многоликий персонаж одно из имен которого – Князь Тьмы. Но по поводу реальности его существования дискуссии не утихают до сих пор. Так или иначе, рейтинг героев экрана лишний раз подтверждает тезис о притягательности зла и преступления. Ряд фаворитов продолжает Тарзан (60), шевалье д,Артаньян (42), чудовище Франкенштейн (38), Гамлет (32). Далее по нисходящей: Джекил-Хайд, Робин Гуд, комиссар Мегрэ, Зорро, король Артур, граф Монте-Кристо и Джеймс Бонд.


Список героинь экрана возглавляет цыганка Кармен (27 киновариаций на тему рассказа Мериме). За Кармен – шекспировская Джульетта, Дама с камелиями, Анна Каренина, Золушка, Джейн Эйр, Нана, Манон Леско, Эмма Бовари, Дороти из страны Оз.

ВОТ ТАК ИСТОРИЯ

Самый популярный киносюжет – сказка о Золушке. История о скромной и работящей падчерице, чудом обретающей свое счастье, много раз переносилась на экран в разных вариантах, включая музыкальные, пародийные,мультипликационные и порнографические.

Бессмертный Шекспир держит первенство среди самых экранизируемых авторов. Его пьесы были основой сценария 280-ти фильмов. Ну кто из сценаристов может предложить такой накал страстей, такие повороты сюжета? За Шекспиром следуют его соотечественники – Конан Дойль, Брэм Стокер и Мэри Шелли.

КЛУБ ЗНАМЕНИТЫХ КАПИТАНОВ

Впрочем с англичанами вполне может состязаться притягательнейший для киношников плодовитый Дюма-отец. В компании лицедеев, примерявших костюмы его героев есть и рекордсмены, и большие смельчаки. У некоторых актеров в послужном списке по несколько персонажей великого рассказчика. Луи Журден, Жерар Барре, Жан-Пьер Кассель и Виктор Авилов – по два, Жан Маре, Ричард Чемберлен, Майкл Йорк и Жерар Депардье – по три. Первое место пока за Михаилом Боярским. Он трижды играл Д'Артаньяна, а также изобразил негодяя Фернана Мондего в картине "Узник Замка Иф".

Само собой не только герои Дюма привлекают актеров и режиссеров. Кто только ни пробовался на роль Остапа Бендера, прежде чем Леонид Гайдай остановился на Арчиле Гомиашвили. Десяток самых блистательных голливудских звезд надеялись сыграть Скарлетт О'Хара в экранизации романа "Унесенные ветром". Продюсер Дэвид Сэлзник отдал предпочтение англичанке Вивьен Ли.

БОГИ И МОНСТРЫ

Среди исторических личностей киногероем чаще других становился Иисус Христос. На втором месте Наполеон Бонапарт. Далее – Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Адольф Гитлер, Авраам Линкольн, Понтий Пилат, Теодор Рузвельт и Клеопатра. Оказавший огромное влияние на искусство XX века Зигмунд Фрейд лидирует среди ученой братии по числу киновоплощений. Джордж Байрон главенствует меж поэтов, Ференц Лист – среди композиторов.


Рембрандт, Ван Гог и Гойя – самые киногеничные художники. Фанни Брайс ("Смешная девчонка") – рекордсменка среди звезд Бродвея, а на голливудском Олимпе самой притягательной для кинобиографов звездой оказалась Мэрилин Монро.

ЛЮБИМЦЫ ДЯДЮШКИ ОСКАРА

Первый "Оскар" Американская киноакадемия присудила за фильм "Крылья" (1928).

В истории Голливуда только однажды 14 номинаций получила картина Джозефа Л. Манкевича "Все о Еве" (1960), Правда, после голосования жюри лента выиграла только 6 наград.

Величайшего успеха (11 Оскаров) достиг фильм Уильяма Уайлера "Бен Гур"(.1959) Повторить этот рекорд смогли только "Титаник" (1997) и "Властелин колец: Возвращение короял" (2003).

У знаменитого постановщика вестернов режиссера Джона Форда 4 Оскара за всю карьеру, по 3 – у Фрэнка Капры и Уильяма Уайлера.

10 наград у художника-постановщика Седрика Гиббонса (с1928 по 1956), у художника по костюмам Эдит Хэд – 8 премий.

9 статуэток у композитора Альфреда Ньюмэна.

Самые юные обладательницы "Оскара" – девятилетняя Татум О Нил за роль в "Бумажной Луне" (1973) и одиннадцатилетняя Анна Пакен за роль второго плана в "Фортепиано" (1993). Это если не считать специальной "оскаровской" награды в 1935 году розовощекому пупсу по имени Ширли Темпл.

Самой "оскароносной" актрисой на сегодня остается незабываемая Кэтрин Хэпберн. На ее счету 12 номинаций и 4 "Оскара", причем первая награда досталась ей в 1933-м., а последняя – через 35 лет.

Мужчины не достигали подобных успехов, хотя Уолтер Бреннан имеет три награды за роли второго плана, три статуэтки прописаны в доме Джека Николсона. Актеры "отхватившие" по два Оскара: Спенсер Трейси, Фредерик Марч, Гэри Купер, Марлон Брандо (от награды за "Крестного отца" актер по политическим соображениям отказался), Пол Ньюман (вторая премия – почетная) Дастин Хоффман, Том Хэнкс.

И все же один человек превзошел всех и навсегда. Это отец американской мультипликации Уолт Дисней, который стал обладателем 26 личных и 6 почетных "Оскаров", включая посмертные. Дисней установил и еще одно выдающееся достижение, получив в 1953 году сразу 4 "Оскара" за четыре разных фильма: мультипликационный, короткометражный и два документальных.

ВСЕ STARS, И СТАР И МЛАД

Старейшая актриса, появившаяся на экране – Жанна Луиза Кальман. В 114 лет она сыграла саму себя в канадской ленте "Винсент и я" (1990, реж. Мишель Руббо), а умерла в 1997-м в возрасте 122 лет.

Голливудской долгожительницей экрана можно считать актрису Лилиан Гиш, чья карьера продлилась 75 лет. Первым ее фильмом был "Невидимый враг" (1912), а последним - "Августовские киты" (1987). В преклонном возрасте самой кассовой актрисой Голливуда стала канадка Мэри Дрэсслер. Она достигла этого статуса в 64 года.
А Ширли Темпл удалось подняться на эту высоту, когда ей было всего 7 лет (1935).

Английская актриса Джульетт Миллз дебютировала в возрасте 12 месяцев, двухлетним карапузом начал карьеру лицедея в кино Джефф Бриджес, Лайза Минелли предстала перед кинокамерой в три года.В этом же возрасте стала известна француженка Брижитт Фоссе, которую Рене Клеман снял в своей картине "Запрещенные игры". Долгожителем французского экрана был признан актер Шарль Ванель ("Плата за страх").

Самая долгая карьера – у немцкого актера Курта Бойса, который отдал кинематографу 80 лет жизни. Он дебютировал в 8 лет в картине "Веселый крестьянин" (1908), а в последний раз появился на экране в "Крыльях желания" Вима Вендерса в 1988 году.

В среде режиссеров долгой творческой жизнью мог бы похвастаться Кинг Видор, проработавший в качестве постановщика 67 лет. Первый фильм – "Ураган в Калверстоне" он снял еще в 1913-м, а последний – "Метафора" – в 1980-м. Старейщим режиссером Голливуда был знаменитый Джордж Кьюкор ("Моя прекрасная леди"), снявший в возрасте 81 года свой пятидесятый фильм "Богатые и знаменитые". Стоит отметить и португальского постановщика Мануэля де Оливейру – он вот-вот отпразднует свой 100 день рождения (родился в 1908-м!), однако продолжает снимать, и на его счету 38 лент.

Самый маленький рост (157 см) имел Макс Линдер - популярный актер немого кино. Тяжелее всех (289 кг) была американская актриса Этель Грийр.

ОТ КИНОКАМЕРЫ К ТРИБУНЕ

Иногда известные политики снимались в кино – Лев Троцкий и Бенито Муссолини в 1914 году (в разных фильмах), Теодор Рузвельт (играя самого себя в 1917-м), Фидель Кастро – в 1946-м. Пример посвежее – Владимир Жирино

Статья добавлена: 30.08.2005