Дневник кино
  

Телеканал "Культура" представляет: ретроспектива Кшиштофа Кеслевского

Польский режиссер и сценарист Кшиштоф Кисьлевский называл себя ребенком войны – он родился через пять дней после нападения фашистской Германии на Советский Союз – 27 июня 1941 года в Варшаве. И хотя режиссер не снимал фильмов о войне, она наложила отпечаток на все его творчество, сформировала мировоззрение…

Путь режиссера на кинематографический Олимп был тернистым, но благодаря таланту и упорному труду, он добился признания и широкой известности. Как пошутил сам режиссер: «Я почувствовал себя знаменитым только тогда, когда на кинофестивалях ведущие наконец-то стали правильно и без запинки произносить мою столь сложную фамилию». Телеканал «Культура» представляет ретроспективу фильмов Кшиштофа Кисьлевского – четыре знаменитых кинокартины, представляющие разные периоды творчества выдающегося кинорежиссера.

Герой фильма «Кинолюбитель» (10 мая, 22.05) молодой рабочий Филипп покупает любительскую кинокамеру, чтобы фиксировать на пленке первые шаги своей новорожденной дочери. Увлечение становится профессией: Филипп удачно снимает юбилей завода, и его назначают руководителем киноклуба. В новом для себя деле он добивается успеха, и его фильмы получают призы на любительских кинофестивалях. Творчество захватывает Филиппа, но жена не разделяет его страсти к кино, семейные конфликты заканчиваются тем, что она уходит к другому… А тем временем у киноклуба начинаются серьезные проблемы с цензурой… «Кинолюбитель» - фильм-притча о силе искусства и его воздействии на окружающую жизнь. Он принес кинорежиссеру мировую известность и удостоен Золотой медали и приза международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ Московского международного кинофестиваля (1979), приза на Международном кинофестивале в Западном Берлине (1979) и Гран-при Международного кинофестиваля в Чикаго (1980).

Окончанию эпохи «Солидарности» посвящен фильм Без конца (11 мая, 22.10). Тема фильма близка режиссеру: в качестве вице-председателя Союза польских кинематографистов он активно поддерживал «Солидарность». Героиня фильма Ульяна, вдова известного адвоката, после смерти мужа потеряла интерес к жизни: ни воспитание сына, ни работа переводчиком не привлекают ее. Однако она находит в себе силы и приходит на помощь Иоанне, мужа которой, обвиненного в организации забастовки, защищал ее муж. Ульяна приглашает для обвиняемого другого адвоката, который вопреки своим политическим взглядам и принципам, берется за это сложное дело.

Фильм Случай (13 мая, 21.55) также относится к эпохе «Солидарности». Изменение политической ситуации в стране поставило людей перед сложным выбором. Проблема выбора жизненного пути оказывается главной и для героя фильма Витека: он может вступить в ряды компартии и бороться с «Солидарностью», примкнуть к оппозиции и готовить революционные перемены в стране, продолжить образование в медицинском институте и стать успешным врачом, посвятить себя любимой женщине и семье…

После фильма «Без конца» в творчестве Кисьлевского наступает трехлетняя пауза. Режиссер не снимает ни документальных, ни художественных фильмов. В одном из интервью режиссер сказал, что три года творческого безмолвия были необходимы ему для того, чтобы «осмыслить перемены, произошедшие в стране и в мире и понять, какое кино теперь необходимо зрителям». Годы творческих размышлений и поисков не прошли даром. Вернувшись в кинематограф, Кисьлевский создает свои лучшие фильмы, принесшие ему многочисленные награды и мировую славу. В 1988 году выходят киноверсии двух серий его телевизионного «Декалога», представляющие собой своеобразный перевод библейских заповедей на язык кино - «Короткий фильм об убийстве» (12 мая, 22.20), удостоенный премии жюри и приза ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Канне, премии «Феликс» за лучший европейский фильм, и «Короткий фильм о любви» (премии международный кинофестивалей в Сан-Себастьяне и Чикаго).

Действие фильма «Короткий фильм об убийстве», несмотря на то, что речь идет о библейских заповедях, происходит в Польше 80-х. Молодой адвокат берется защищать в суде убийцу, который год назад с особой жестокостью и хладнокровием задушил таксиста и угнал автомобиль. Однако, несмотря на блестящее заключительное выступление адвоката, суд приговаривает убийцу к высшей мере наказания. И тут адвокат вспоминает, как год назад в баре, где он был с любимой девушкой, он видел парня, который обматывал руку веревкой и готовился к убийству…

Два первых фильма «Декалога» предваряли выход на экран остальных его новелл. Проект, не имеющий прецедентов в мировом кино, открыл в творчестве режиссера новую грань – склонность к серийности, к драматургическим панорамам, рассматривающим сюжет как бы с разных сторон. По этому принципу построена, в частности, лента «Двойная жизнь Вероники», и в еще большей степени – последующие работы мастера: трилогия «Три цвета» - «Голубой», «Белый», «Красный».

Кшиштоф Кисьлевский – классик мирового кинематографа, всемирно известный режиссер, лауреат бесчисленных кинопремий. Режиссер много времени уделял и педагогической деятельности, был профессором факультета кино и телевидения Силезского университета, проводил мастер-классы во многих странах, в том числе, и в России. Однажды на вопрос молодых кинематографистов о том, как добиться профессионального успеха, Кисьлевский ответил: «Не плыть по течению!».

Статья добавлена: 10.05.2005