Дневник кино
  

Телеканал "Культура" представляет: пять вечеров с братьями Тавиани

За четверть века работы в кино Паоло и Витторио Тавиани завоевали непререкаемый творческий авторитет и репутацию интеллектуалов и гуманистов, как на родине, так и за пределами Италии. Их называют «художниками суровыми и утонченными», от наблюдательного взгляда которых не ускользает ни одна деталь мироздания! Впервые на телеканале «Культура» - ретроспектива фильмов братьев Тавиани!

Ретроспективу открывает картина «Отец-хозяин» (1 марта в 22:05) , за которую режиссеры получили свою первую высокую награду – главный приз Каннского кинофестиваля. Это так называемое «проблемное» кино. Братья Тавиани обращают взоры зрителей к традициям и противоречиям патриархальной крестьянской культуры, почти уничтоженной «обществом потребления» и сохранившейся лишь в отдаленных, глухих уголках Италии, один из которых – Сардиния. Именно там и происходят драматические события, о которых рассказано в картине. В основе сюжета фильма – одноименный автобиографический роман итальянского автора Гавино Ледды. К 1977 году, когда братья Тавиани экранизировали его книгу, Гавино Ледда был уже состоявшимся писателем и ученым-лингвистом. Но его успешному становлению предшествовала трагическая и пронзительная история детства. Отец забрал мальчика из начальной школы, посчитав, что сыну грамота не нужна, а вот ему без помощника в хозяйстве не обойтись, и отправил его в горы пасти овец. Таким образом, до восемнадцати лет юноша оставался безграмотным пастухом, до тех пор, пока не вырвался из-под власти отца. По мнению братьев Тавиани, трагедия маленького детского сердца является отражением серьезных и глобальных проблем взрослого общества, жертвами которого, как правило, становятся самые беззащитные. Тавиани показывают этот патриархальный мир глазами ребенка, обреченного на вечное рабство и протестующего против него – стихийно, отчаянно и трогательно…

Картина Ночь Святого Лоренцо (2 марта в 22:10) , вторая участница ретроспективы, - родом из детства режиссеров, и посвящена она трагическим событиям июля 1944 года в городке Сан-Миниато в Тоскане, где родились братья Тавиани. Это не первое их обращение к военной теме. Свою деятельность в кино режиссеры начинали в 1954 году с документального фильма, в котором рассказали о тех страшных временах. Спустя почти тридцать лет они вновь вернулись к той драме, свидетелями которой были в детстве. В ночь Святого Лоренцо, когда по приданию сбываются все мечты, героиня вспоминает свое детство, забытый богом тосканский городок и дни второй мировой войны. Наступающие войска союзников вытесняют остатки германской армии из Италии, нацисты зверствуют, жертвами их становятся мирные жители, оставшиеся в деревнях. Население городка Сан-Миниато разделилось во мнении: одни считают, что нужно остаться в деревне и ждать, когда уйдут немцы, другие настаивают на том, чтобы окольными дорогами идти навстречу союзникам. Все привычные запреты и условности рушатся, когда люди объединяются вместе в попытке выжить, и каждому из них нужно сделать свой единственный выбор…

Продолжает ретроспективу экзистенциальная притча Хаос (3 и 4 марта в 22:20) - одна из лучших работ режиссеров, которая завершает своеобразный итальянский триптих братьев Тавиани. В основе картины - изумительный по своей поэтичности и глубине литературный материал: четыре разножанровые новеллы итальянского писателя и драматурга Луиджи Пиранделло «Другой сын», «Влияние луны», «Кувшин» и «Реквием». Заканчивается картина эпилогом под названием «Разговор с матерью», в котором одним из персонажей является сам Луиджи Пиранделло. В беседе с матерью автор рассуждает о несовершенстве языка, о невозможности найти те единственно верные слова, которыми он рассказал бы миру историю своего детства…

Выпустив в прокат эти три замечательные картины, братья Тавиани обращают свой взор в сторону Голливуда, заключают контракт с американской кинофирмой и снимают картину «Доброе утро, Вавилон» (5 марта в 22:00) . Режиссеры остались верны себе, и хотя фильм снимался в Голливуде, американским он не стал. Более того, «фабрика грез» стала для них предметом анализа и размышления. История братьев Андреа и Николы Бонанно, главных героев картины, дала возможность американским зрителям взглянуть на свою страну со стороны, глазами интеллектуальной Европы. Братья Боннано эмигрируют из Италии в Америку. После многочисленных невзгод случай приводит их на съемочную площадку, где известный американский кинорежиссер Дэвид Уорк Гриффит снимает свой «антивоенный шедевр» «Нетерпимость». Братья неплохо устраиваются в команде Гриффита, начинают преуспевать. Но в это время в Европе уже идет Первая мировая война - Никола, а затем и Андреа попадают на фронт, где происходит их последняя встреча. В последнем бою они успевают снять друг друга кинокамерой убитого хроникера. Именно эту пленку спустя годы смотрят их дети и внуки…

Братья Тавиани, которых остро интересовала проблема творческого поиска, всегда высказывались с экрана на эту волнующую тему в скрытой или косвенной форме. Этой же картиной они открыто предупредили мировое кинематографическое сообщество о надвигающейся опасности: с зарождением «фабрики грез» ш тучное, индивидуальное искусство неотвратимо обесценивается, и экраны завоевывают многочисленные Гриффиты. Зрители дружными рядами отправляются в кинотеатры насладиться сомнительными шедеврами, наполненными ложным пацифистским пафосом, в то время как в Европе идет кровопролитная война…

Статья добавлена: 28.02.2005