Дневник кино
  

Каннское золото-2003: Ветвь для Ван Сэнта

Алексей Дубинский

Каннский фестиваль, одно из главнейших событий в мире кино, вновь доказал, что способен быть интригующим и непредсказуемым, словно в пику своей расхожей репутации фестиваля респектабельного, ориентированного на магистральные имена и направления в современном кинематографе. Каннскому жюри во главе с французским режиссером Патрисом Шеро, конечно, не удалось добиться той же степени скандальности, как несколько лет назад Дэвиду Кроненбергу, однако их выбор победителей удивил кинообщественность своим откровенным наплевательским отношением к, казалось бы, явным фаворитам в не меньшей степени. Помимо того, что каннский фаворит Ларс фон Триер не получил вообще ни одного приза за свой новый фильм "Догвиль", так еще и пролетели Гринуэй, Сокуров, Озон и еще много кто, кому предвещали каннское золото.

Понятное дело, разочарованные критики и журналисты тут же назвали 56-й Каннский фестиваль самым худшим за многие годы. Что вряд ли соответствует действительности, поскольку сама эта формулировка "самый худший" уже давно поблекла в устах недоброжелателей, чуть что не по их нраву сразу кричащих об этой вот "худшести".

Кого же предпочел фон Триеру и Гринуэю председатель жюри и его коллеги? Прежде всего, главное золото досталось Гасу Ван Сэнту за новый фильм "Слон". Тут можно делать какие угодно выводы. Например, что Канны решили наградить фильм за сложную и волнующую мир проблематику детского насилия. Это будет вполне в традициях фестиваля, если к нынешнему "Слону" присовокупить тему холокоста из "Пианиста" Романа Поланского, главного победителя предыдущего смотра. Если угодно говорить не об идеологической стороне наград, а о художественной, можно сказать, что Шеро сотоварищи решили отметить смелую попытку Ван Сэнта вернуться к своим т. с. "авторским" истокам. Ведь когда-то американский постановщик слыл одним из самых принципиальных "независимых" режиссеров и снимал свои экспериментальные фильмы где-то на обочине Голливуда. Затем, однако, Голливуду удалось пережевать бунтаря, и Ван Сэнт постепенно стал превращаться в поставщика традиционного и крайне политкорректного мейнстримного продукта; его "Умницу Уилла Хантинга" и "Найти Форрестера" было невозможно смотреть без специального пакета. Однако в прошлом году Ван Сэнт, поддержанный голливудской звездой Мэттом Дэймоном (который стал "звездить" именно после его "Хантинга"), снял малобюджетный эксперимент "Джерри", а затем продолжил свои поиски фильмом "Слон". Это рассказ о том, как дети стреляют в своих учителей и одноклассников. Хочется надеяться, что вовсе не эта история, а все-таки стилистика фильма принесла режиссеру его первый каннский приз.

Вторая по величине награда, Гран-при жюри, досталась драме турецкого режиссера Нури Бильге Сейлана "На расстоянии". Вообще, ближневосточный кинематограф достаточно неплохо представлен среди победителей. Помимо того, что "На расстоянии" также получило приз за актерский дуэт, были награждены фильмы "В пять пополудни" иранки Самиры Махмальбаф (приз жюри) и "Осама" афганца Седига Бармака (специальное упоминание).

На горизонте возник и канадец Дени Аркан, о котором что-то долго уже не было ничего слышно. Когда-то он был Каннским любимчиком - наградами были отмечены его шедевры "Закат американской империи" и "Иисус из Монреаля". Теперь вот Аркан снова на коне. Лично он получил приз за сценарий фильма "Вторжение варваров", а сыгравшая главную роль Мари-Жозе Крозе была названа лучшей актрисой.

Под занавес хочется отметить еще одну награду - в этом году ФИПРЕССИ досталось "Русскому ковчегу" Александра Сокурова. Вместе с Сокуровым, можно сказать, этот своеобразный утешительный приз получило то кино, которое так долго ждали, но которое на сей раз оказалось у разбитого корыта.

Золотая пальмовая ветвь
"Слон", режиссер Гас Ван Сэнт

Гран-при жюри
"На расстоянии", режиссер Нури Бильге Сейлан

Лучшая актриса:
Мари-Жозе Крозе, "Вторжение варваров"

Лучший актер (в этом году - дуэт):
Мемет Эмин Топрак и Музаффер Оздемир,
"На расстоянии"

Лучший режиссер:
Гас Ван Сэнт, "Слон"

Приз жюри:
"В пять пополудни", режиссер Самира Махмальбаф

Лучший сценарий:
Дени Аркан, "Вторжение варваров"

Лучший оператор:
"Реконструкция", режиссер Кристофер Боэ
Специальное упоминание:
"Осама", режиссер Седиг Бармак

ФИПРЕССИ:
"Отец и сын", режиссер Александр Сокуров

Статья добавлена: 26.05.2003