Дневник кино
  

Венецианская Мостра: русский фильм взял "Золотого Льва"

Алексей Дубинский

В субботу 6 сентября закончил свою работу юбилейный 60-й кинофорум в Венеции, старейший фестиваль кино класса "А". Из 20 отобранных в конкурс фильмов к "Золотому льву" жюри "Мостры" представило российский фильм "Возвращение". Этой награды отечественным кинематографистам пришлось ждать больше десяти лет, с того момента, когда лента Никиты Михалкова "Урга. Территория любви" была названа венецианским комитетом лучшим фильмом 1991 года. Примечательно, что в отличие от маститого Михалкова сегодня чествовали практически новичка, бывшего телевизионного постановщика Андрея Звягинцева ("Возвращение" было снято на базе телеканала REN-TV), также получившего награду за лучший дебют и денежную премию в размере 100 тысяч евро.

Рассказ о воссоединении отца и двух сыновей после долгих лет разлуки довольно показателен для Венеции. Фестиваль издавна предпочитает строго традиционные повествовательные формы, причем, фильмы с т. н. "гуманистическим" или актуальным содержанием. Очевидно, в этот же ряд отлично ложится Гран-при жюри ливанскому режиссеру Ранде Чахалу Саббагу за фильм "Воздушный змей", историю любви, разделенной ливанско-израильской границей. Туда же отнесите "Доброе утро, доброй ночи" итальянского классика Марко Беллокьо, реконструировавшего события 1978 года, когда "красной бригадой" был похищен и убит бывший премьер-министр Италии Альдо Моро; лента получила специальный приз.

На достигнутом Венецианский МКФ и его жюри останавливаться на стали. Шон Пенн был назван лучшим актером за роль смертельно больного профессора университета в драме "21 грамм" Алехандро Гонсалеса Иннариту , а лучшей актрисой стала Катя Риман из "Розенштрассе" Маргарет фон Тротты за роль немки, вышедшей замуж за еврея в нацистской Германии. Помнится, за подобные роли политкорректная Американская киноакамедия перестала давать "Оскары" уже года три-четыре назад.

Не удивительно, что в этой лихой пляске гуманизма и конъюнктуры особенно удивительным кажется приз за режиссуру Такеши Китано - он ведь снял не очередного "Кикуджиро", а пародийного "Затоичи", смесь юмора, стеба и стилизации, основанной на популярных японских фильмах о слепом массажисте-фехтовальщике Затоичи.

Статья добавлена: 10.09.2003