Дневник кино
  

Божественная комедия, или Как трудно быть американским богом

Станислав Бенецкий

Как вы думаете, что произойдет с миром, если типичный герой Джима Керри получит Божественную Власть? То есть возможность управлять ветром, землей и светилами, внимать помыслам людей, и вообще устраивать все по своему усмотрению? Правильно. Ничего. Кроме разве что внеочередного цунами в Японии, вызванного романтическим порывом новоиспеченного бога, а именно приближением Луны. Чтобы лучше смотрелась тихим вечером с любимой. Да, пожалуй, прибавиться несколько дюймов у бюста подружки Керри, героини Дженифер Анистон (уж не знаю, зачем).

А в остальном, как и следует ожидать от американской комедии ситуаций, Божественная Власть в руках Брюса Нолана уподобится очкам в лапах мартышки. Как в басне Крылова. Впрочем, я это не к тому, что у кого-то получилось бы лучше, чем у тележурналиста из американского городка Буффало. Все-таки, не человеческое это занятие управлять миром. Однако произойди такая невероятная вещь с другим каким человеком, тут уж не комедией бы, а утопией бы запахло. И снимал бы такой фильм уж не Том Шедьяк, король смехотворного кино, а какой-нибудь Терри Гильям или уж сам сеньор Спилберг.

Однако мы тут говорим о потрясающей новой комедии с участием невозможного (потому что до сих пор смешного) Джима Керри. Парень этот не так уж прост. При всей его агрессивной потешности, при его неуправляемой мимике и безудержном темпераменте сорокалетний уже актер неоднократно демонстрировал, что умеет не только рожи корчить. Ему присуща, как ни крути, легкая инферналинка. Вспомните Кабельщика американцы не очень-то проглотили этот странный и какой-то болезненный образ навязчивого друга, пытающегося перекроить всю жизнь своего подопытного клиента на свой эксцентричный лад. Вспомните Керри в "Человеке на Луне", в роли Энди Кауфмана, реального американского комика. Эти его постоянные шутки и розыгрыши превращаются в своего рода манию, достигающую апогея именно в момент собственных похорон, которые незадачливый комик превращает в веселый балаган. А "Маска", визитная карточка актера? Что это, как не примитивное, на уровне семейной комедии, исследование подсознательного архетипического мира, исследование двойственной природы театра, с намеками на демоническую природу этого ремесла?

И вот теперь Божественное Всемогущество. Конечно, тоже карамельное, голливудское, но все же. Фильм можно воспринимать и как простую уморительную комедию, и как некий набор метафор, живущих скрытно своей жизнью в контексте забавного фильма о чудесных приключениях журналиста Брюса Нолана. Но, не буду спорить, взгляд подобный этому можно признать чересчур замороченным.

Приключения Нолана действительно чудесны: мечтая стать телеведущим пафосного шоу, обычный корреспондент Брюс Нолан, в уморительной манере актера постоянно попадает впросак. Это уж как водится с Джимом: полфильма он фрустрирующий робкий простак, а другую половину супергерой, решающий проблемы свои и человечества. Так вот, будучи не на очень хорошем счету у начальников своей программы, Джим ведет бессодержательные репортажи с фабрики, выпекающей гигантские пончики или с тривиального Ниагарского водопада. Он непунктуален, рассеян и вообще легкомыслен и вот уже на должности ведущего назначен доскональный и сосредоточенный зануда, коллега Брюса. Узнав об этом прямо во время своего тягомотного репортажа, Брюс срывается на ненормативную лексику и вообще выходит из игры. То есть вылетает с работы. О девушке, с которой и так было все не очень понятно, теперь можно забыть, о карьере ведущего тоже. Остается одно - воззриться на небеса и крепко приложить воображаемого Создателя. Что и делает Нолан.

Далее события фильма принимают оборот Воннегутовского характера. Бог выходит на связь. Причем используя все вполне современные (ну, чуть-чуть устаревшие) формы коммуникаций, такие, как пейджер. Видимо, здесь подразумевается такая особенная тонкая американская ирония: Ты знаешь, тут давеча Бог сбрасывал мне на пейджер...

Дабы не впадать в рефлексию по поводу тонкостей сюжета и идеи, лучше обсудить игру актеров. Она потрясающа: дуэт Кэрри и Фримена западные критики единодушно назвали весьма удачным. Бешенная наивность одного оттеняется весомой иронией другого. Создатели одно время полагали на роль Моргана взять Де Ниро, но, видимо, посчитав это не достаточно вызывающим, остановились на афроамериканце. Благо, что ему не привыкать к ролям, в контексте которых предполагается всемогущество. Не так давно Морган сыграл президента Америки.

Но самое интересное актеры второго плана. Так же держались на уровне. Это большая редкость для звездных комедий, после которых в памяти остаются только действия главного героя, а остальной актерский состав, мелькнув на экране, растворяется из памяти. Слаженный и уравновешенный талантами состав Брюса отлично выдерживает и выгодно подчеркивает игру, пожалуй, самого громкого и претенциозного американского комика.

В общем, все это я пишу не для тех, кто несколько раз пересматривал "Маску", кто хранит грешным делом на старых пиратках обе части "Эйса Вентуры", кто честно признал "Лжеца, лжеца" самой 100% американской комедией. Эти лояльные господа и так будут осаждать кассы. А вот что делать с вами, уважаемые скептики? Как убедить вас, что Джим Керри это не просто клоун-придурок, который не как не может повзрослеть, а что это уникальное явление в юморе, это некий глобальный трикстер, готовый порочить и превозносить одновременно образ американца? Как вам втолковать, что Керри это совершенно особенная форма существования оптимизма, пускай и лишенная того удивительного скептического интеллектуального флера, которым обладали герои старых добрых "Голых пистолетов" и "Мужчин за работой", однако и начисто избавленная от вульгарной блудливости большинства современных американских комедий. Керри держит строгую марку семейного фильма, надежно как Макдональдс. Но при том Керри не пресен, далеко не пресен, а почему это уже настоящая загадка. Можно говорить о жизнеутверждающей силе идиотизма, можно говорить о падающем уровне мирового зрителя, однако тревожные и нравоучительные набаты пускай подождут. Джим Керри на экране, и чего бы не выдумали беспринципные сценаристы, старик вытащит фильм на должный уровень.

Статья добавлена: 06.11.2003