Дневник кино
  

США, 1947, 124 мин.

комедия / драма

Режиссер: Чарлз Чаплин

Продюсер: Чарлз Чаплин

Сценарист: Чарлз Чаплин

По сюжету Орсона Уэллса

Оператор: Роланд Тотеро

Композитор: Чарлз Чаплин

В ролях: Чарлз Чаплин, Мэди Коррелл, Эллисон Роддан, Роберт Льюис, Одри Бетц, Марта Рэй, Ада Мэй, Изобел Элсом, Марджори Беннетт, Хелен Хей, Маргарет Хоффман, Мэрилин Нэш, Ирвинг Бэйкон, Эдвин Миллс, Виржиния Бриссак, Алмира Сешнс, Эула Морган, Бернард Неделл, Чарлз Эванс, Уильям Фроули, Артур Хол, Барбара Слэйтер, Фриц Лейбер, Вера Марш, Джон Хармон, Кристин Элл, Лоис Конклин, Франк Райхер, Эдна Парвианс

Месье Верду

Monsieur Verdoux

Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
5 сентября 2005

Что случилось бы с месье Верду в руках Орсона Уэллса – одному Богу известно. У Чаплина Верду» за тридцать лет до смерти, стал фильмом неожиданно итоговым. Словно не сам месье Верду пережил кризис и безработицу, унижение и отчаяние, превратившись в мягкого, вкрадчивого, не лишенного эксцентрики, но обаятельного женоубийцу. Это Чаплин ставит жирную точку в своем славном образе Чарли, вечного чудака и неудачника, бродяги, иммигранта, горе-солдата, бедняги, пережившего золотую лихорадку и новые времена, но так и не устроившего свою жизнь среди огней большого города. Знаменательно, что прежде, чем стать убийцей, Чарли, добрый и отзывчивый, волей судеб оказался в шкуре Великого Диктатора. И Дикатор, и Верду – две стороны процитированного Чаплиным афоризма епископа Портеуса: «Одно убийство делает вас злодеем, убийство миллионов – героем». Финальный (по сути) фильм гения – бунт против лжи и лицемерия мира. Не бывает героев среди убийц миллионов, но может философом и мудрецом оказаться тот, кто убил немногих. Анри Верду – не циник и не лицемер, он лишь честно подчиняется своей судьбе. У него отобрали работу и заставили жить, как может? Что ж, свои феноменальные способности считать деньги он будет применять иначе. Судьба подбросит дамочку, истребить которую – себе дороже? Он откажется от своей затеи. Момент, когда удача, казалось бы, отплатит добром за однажды совершенное добро, станет роковым? Он не будет этому сопротивляться. Чаплин не требует любви к своему доброму чудовищу, но просит хотя бы снисхождения и понимания. Свой фильм он выстраивает, как цепочку драматических событий, окрашенных «черными» юмористическими тонами, подтверждая однажды сказанном им: «Комедия – та же трагедия, только она происходит в неподходящее время». В иных местах Чаплин срывается в эксцентрику, фонтанирует гэгами и сюрпризами, напоминая нам, какими великими когда-то были он и его герой. Но все чаще – это серьезная, задумчивая интонация, уже лишенная сантиментов его шедевров 20-х и 30-х. Неудивительно, что в год выхода фильма мир отказался смотреть «такого Чаплина». Милый Чарли стал убийцей? Слишком хлесткая пощечина. Никто не захотел сопровождать на эшафот образ, ставший одной из значительных культурных икон ХХ столетия.