
Режиссер: Клинт Иствуд
Продюсеры: Клинт Иствуд, Джуди Хойт, Роберт Лоренц
Сценарист: Брайан Хелгеланд
По роману Денниса Лихэйна Таинственная река
Оператор: Том Стерн
Композитор: Клинт Иствуд
В ролях: Шон Пенн, Тим Роббинс, Кевин Бэйкон, Лоуренс Фишберн, Марсия Гэй Хэрден, Лаура Линни, Кевин Чэпман, Том Гуири, Эмми Россам, Спенсер Трит Кларк, Эндрю Мэкин, Адам Нелсон, Роберт Уолберг, Дженни О'Хара, Джон Доман, Кэмерон Боуэн, Джейсон Келли, Коннор Паоло, Т. Брюс Пэйдж, Майлс Хертер, Кэйден Бойд, Тори Дэвис, Джонатана Того, Селин дю Тертр, Эри Грэйнор, Забет Расселл, Джо Стэплтон, Сюзан Уиллис, Эли Уоллах, Шоун Фитцгиббон, Уилл Лайман, Хосе Рамон Росарио, Том Кемп, Чарли Бродерик, Лонни Фэрмер, Селеста Олива, Бэйтс Уайлдер, Дуглас Боуэн Флинн, Билл Торп, Мэтти Блэйк, Кен Чизман, Скотт Уинтерс, Джим Смит, Патрик Ши, Дункан Патни, Эд О'Киф, Майкл МакГоверн, Билл Ричардс, Майкл Пиви, Кевин Конуэй
Таинственная река
Mystic River











Алексей Дубинский
2 марта 2004
Отнестись к новому творению Клинта Иствуда благосклонно заставляют вовсе не былые заслуги постановщика Непрощенного и Мостов округа Мэдисон и вовсе не шесть номинаций на "Оскар" (что закончилось победой Шона Пенна и Тима Роббинса), а нечто другое. Прежде всего, это одноименный роман Денниса Лихэйна (у нас выпущенный как Мистик-ривер) и сценарная адаптация, выполненная Брайаном Хелгеландом, создателем незабываемых Секретов Лос-Анджелеса. Собственно, вновь, как в Секретах, переведших на язык кино криминальную стилизацию Джеймса Эллроя, Хелгеланд умудрился замечательно очистить классное, но многостраничное и многословное литературное повествование от вербальной шелухи, слепить, словно гениальный скульптур, фигуру, отбросив все ненужные куски глины. Именно драматургической составляющей сильна Таинственная река, а вовсе не режиссерскими потугами Иствуда, снимающего что-то дельное раз в декаду и в основном перебивающегося поделками такого уровня, который невольно заставляет вспомнить его немалый возраст и все сопутствующие этому возрасту особенности.
Крепкая, уверенная драматургия позволяет зрителю досконально прочувствовать, буквально прожить каждого героя, каждый предложенный характер, ощутить каждую черточку героев, потерявшихся в прошлом, отчаянно ищущих выхода, но все еще плутающих в чаще собственного сознания, как когда-то плутал по лесу Дэйв, спасаясь от своих мучителей. Дэйв говорит, что умер вместе тем самым испуганным 11-летним мальчишкой четверть века назад, и где-то там же похоронили себя его друзья. Грязная, замусоренная лужа, она же - таинственная река, хоронит все грехи Джимми. Мучительную дорогу к своей жене преодолевает Шон. Все образы оказываются выпуклым настолько, насколько способны на это их исполнители - не только Пенн, Роббинс и Бэйкон, но и не получившие должной психологической нагрузки прошлого герои Фишберна, Линни и Гэй Хэрден все равно убедительны достаточно, чтобы пережить их вместе с актерами.
Совсем не тривиальна, как на то указывают иные критики, и полностью равна задуманному конфликту развязка той детективной интриги, что закручивают авторы фильма. Ведь так легко не увидеть очевидной истины, лежащей буквально рядом, когда у тебя перед глазами самое простое решение проблемы. И жестокость с насилием порождают другую жестокость и насилие. Джимми, осознающий, как иначе повернулась бы судьба его или Шона, окажись они на месте Дэйва, все равно не поймет, что в этом мире все взаимосвязано в тугой узел - подлинный убийца, сам того не подозревая, осуществляет мщение, в то время как убийца мнимый, по сути, все равно наказан - за другое преступление. Как бы не повернулась судьба 25 лет, тот узел свернулся бы в другой узор, но все равно бы затянулся. Это остро чувствует Шон, предпочитающий в финале оставить все, как есть, иначе судьба будет завязывать узлы до бесконечности. К такому выводу можно предъявлять претензии, но нельзя не признать, что продемонстрирован он очень красочным наглядным примером.