Дневник кино
  

США - Германия, 2004, 124 мин.

боевик / триллер

Режиссер: Джонатан Хенсли

Продюсеры: Ави Эрад, Гэйл Энн Херд

Сценаристы: Джонатан Хенсли, Майкл Фрэнс

Оператор: Конрад У. Холл

Композитор: Карло Силиотто

В ролях: Томас Джейн, Джон Траволта, Ребекка Ромин-Стэмос, Уилл Пэттон, Лаура Хэрринг, Саманта Мэтис, Маркус Джонс, Рой Шайдер, Джон Пинетт, Том Новицки, Кевин Нэш, Джеймс Карпинелло, Бен Фостер, Марк Колли, Эдуардо Яцес, Омар Авила, Расселл Эндрюс, Эдди Джеймисон, Джефф Чейз, Расселл Дархэм

Каратель

Punisher, The

Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
27 июля 2004

Экранизация популярного комикса, впервые предпринятая еще лет пятнадцать назад (с Дольфом Лундгреном в главной роли), обращается к замечательной и едва ли не самой увлекательной теме жанрового кино – теме мести. Вот и Тарантино свой последний фильм посвятил именно отмщению, или, как рассуждает Каратель, возмездию, поскольку возмездие – вещь более обоснованная и не страдает комплексами субъективизма обычной вендетты. И стоит отметить, что люби Тарантино комиксы больше, чем кино, история Фрэнка Касла ему бы подошла. Потому что новому Карателю как раз не хватает руки сильного и независимого (прежде всего, от продюсерских преград) режиссера, который бы сумел довертеть сюжет и каждую сцену до нужной кондиции. По крайней мере, второстепенные типажи в фильме совершенно тарантиновские. Сэйнт, хоть и не обладает той же потрясающей аурой, что и Билл, все же сыгран Джоном Траволтой и поневоле наводит на мысли о Квентине. И наемные киллеры, вроде убийцы с гитарой или дубинноголового блондина по прозвищу Русский, и правая рука Сэйнта, латентный гей Квентин (!), и скромные чудики, живущие по соседству с Каслом, вполне могли быть придуманы отцом современного «криминального чтива». То же можно сказать и о ряде сцен: схватки под звуки из Фигаро; изощренная пытка Дэйва, соседа Фрэнка, с отвернувшейся от насилия камерой (совсем как отрезанное ухо в Бешеных псах); латание дыр Карателя и др..

Тем не менее, сложно назвать новую версию похождений спивающегося мстителя полным провалом (хотя она провалилась в прокате, еле окупив свой бюджет, и была уничтожена критиками), и, по крайней мере, по отношению к лирическому Человеку-пауку-2 она не кажется откровенным разрывом с эстетикой и стилистикой комикса. Касл хоть и не супергерой в прямом смысле этого слова (то есть, он не обладает сверхъестественными способностями Спайдермена или Супермена), а простой человек, психологизм в фильме строго дозирован и выражен в беспробудных пьянках Карателя между боевыми действиями и его финальной попыткой покончить с собой; и то, и другое принято за уши и не выдерживает критики с точки зрения психологического реализма, а значит, не отменяет, к счастью, сложившийся в массовой культуре архетип героя-мстителя. А еще лента, сделанная как отглаженный, прямолинейный и местами наивный боевик класса «А», ценна своей природной старомодностью, практически лишенной повсеместных компьютерных эффектов, без которых сегодня уже не снимают ни один комикс.

Но, отдавая должность априорному возмездию в финале с эффектным взрывом машин, рисующим эмблему Карателя, я бы закончил фильм по-другому. У меня Касл, лишив Сэйнта его людей и империи, оставил главного злодея в живых, позволив тому на собственной шкуре испытать, каково оно – все потерять и жить с одним лишь сжигающим тебя чувством мести. Вот тогда и логичным показался бы брезжащий на горизонте сиквел. Однако, покончив с врагами и не покончив с собой, Каратель обещает продолжить свою эскалацию насилия в криминальный мир. Усиленный отвратительным русским дубляжом, его последний монолог вызывает в зале не восторг, но смех, – всякий интуитивно понимает, что так и должно быть, но уже не видит дальнейших перспектив.