
Режиссер: Антуан Фукуа
Продюсеры: Йан Брайс, Майк Лобелл, Арнольд Рифкин, Стивен П. Саэта
Сценаристы: Алекс Ласкер, Патрик Чирилло
Операторы: Мауро Фиоре, Кейт Соломон
Композиторы: Ханс Циммер, Лайза Джеррард
В ролях: Брюс Уиллис, Моника Беллуччи, Коул Хаузер, Фионнула Флэнаган, Том Скерритт, Имонн Уокер, Джонни Месснер, Чарлз Ингрэм, Ник Чинлунд, Пол Фрэнсис, Чад Смит, Малик Боуэнс, Пьеррино Маскарино, Аваовиейи Аджи, Акосуа Бусиа, Хадар Бусиа-Синглтон, Ида Ониянго, Фабрис Яхве Хабимана-мл., Сэмми Ротиби, Бенджамин Очиенг, Джимми Жан-Луи, Корнелла Хэйес О'Херлихи, Питер Менса, Ховард Манго, Канайо Чимелу, Нкеонье Нванкво, Альфа Осман Дэвис, Моррис Сесэй, Кле Шахид Слоан, Кобби Данкий, Лахай Фанбуллех, Эллисон Дин, Родни Чарлз, Джюэл МакДоналд, Джордж Рейд, Янник Дот, Усман Солл, Гарри Ван Горкум, Майкл Клоссин, Энтони Вон, Рэндалл Дж. Джиллет, Уильям Вуд, Чиньер Э. Джойс, Марта Нэвилл, Джералд Майкл Берч, Фредерик Харрис-мл., Элтон С. Гарнер-мл., Флойд У. Вон
Слезы Солнца
Tears of the Sun











Алексей Дубинский
29 мая 2003
Четвертая лента Антуана Фукуа принесла откровенное разочарование. После отличного драматического боевика Тренировочный день я ждал, что режиссер хотя бы не опустит достигнутой планки, но его постигла та же беда, что и многочисленных голливудских развлекателей, нежданно перешедших из амплуа простых развлекателей в ранг поставщиков серьезно-значимого кино под "Оскар". Фукуа выбирает такую важную, как ему кажется, тему, что ее важность перевешивает все остальное. Нужно в очередной раз оправдать американские вылазки по всему свету, заодно представив армию Штатов миротворческим организмом, только и ратующим за торжество демократии в каждой отдельно взятой стране. Ближний Восток, Восточная Европа, Вьетнам или же Африка - везде одно и то же: боги (в виде американских солдат) спускаются с небес на грешные земли и справляют обряды мира, любви и свободы, а в случае возможных перегибов проводят показательные суды над самими собой (Правила боя, Особо тяжкие преступления).
И хотя продюсеры очень вовремя поменяли запланированное название фильма Люди войны на нейтрально-символические Слезы Солнца, избежав ненужных ассоциаций с грядущими событиями в Ираке, избавиться от явных параллелей все равно не удалось. Слишком уж очевиден конфликт в Нигерии: вместо демократического христианского правительства к власти пришли военные повстанцы, исповедующие ислам. Предполагается, что мятежные мусульмане уничтожают в своей стране последователей учения Христа, и зритель должен негодовать. Причем, происходит все следующим образом: вламывается в деревенскую церквушку повстанческий командир, видит крест на шее миссионера и начинает звереть. У зрителя сжимается сердце: наших бьют. А я сижу и думаю, как сытое западное общество, подобно тому же командиру, вламывается в чужой и чуждый ему мир, пытаясь навести свои порядки и навязывая собственное вероисповедание и социальное устройство, а вместо этого обрекает этот мир на страдание и смерть.
"Может, ее сразу транквилизатором?" - предлагает один из команды Уотерса, и это самая естественная и вызывающая доверие фраза за весь фильм. До тех пор, пока крепкий орешек прямолинейно исполнял приказ, отлично сознавая, что для этого придется обмануть и доктора Хендрикс, и ее подопечных, действию еще можно было верить. Затем, однако, Уотерс требует развернуть вертолет - и начинается типичная голливудская каша. К чести Фукуа, впрочем, поворот этот он никак особенно не педалирует. Когда лейтенанта спрашивают "Зачем мы повернули обратно?", ждешь тошнотворной пафосной сентенции. Нет, Уотерс отвечает просто и честно: "Не знаю". Действительно, сложно, порой, дать отчет, почему поступаешь так или иначе, а в случае с героем Уиллиса это, к тому же, кажется незапланированным сбоем в программе военизированной машины для убийств. Под маской крутолобого и не ведающего сомнений вояки проступают человеческие черты, причем, у режиссера хватает ума на этом не зацикливаться. К сожалению, циклится он на другом. Лейтенант выясняет, что вместе с простыми нигерийцами он спасает сына убитого вождя. Зачем вождя убили? Потому что строил демократию в стране. Почему нужно спасти сына? Затем, чтобы строить демократию и дальше. Мы-то думали, что попутно с доктором бравые американские солдаты спасают еще горстку невинных, ан нет - их миссия больше и выше каких-то невинных. Они спасают демократию. Определенно, вместе со спасенным сынком страна выйдет на новый виток кровавой резни. Крепкий орешек теперь может спать спокойно: свою миссию он выполнил.