Дневник кино
  

США, 2004, 120 мин.

триллер / драма

Режиссер: Майкл Мэнн

Продюсеры: Майкл Мэнн, Джули Ричардсон, Фрэнк Дарабонт

Сценарист: Стюарт Битти

Операторы: Дион Биби, Пол Кэмерон

Композитор: Джеймс Ньютон Ховард

В ролях: Том Круз, Джейми Фокс, Джада Пинкетт Смит, Марк Руффало, Питер Берг, Брюс МакГилл, Ирма П. Холл, Хавьер Бардем, Барри Шабака Хенли, Эмилио Ривера, Томас Розалес-мл., Инмо, Анджело Тифф, Ричард Т. Джонс, Клеа Скотт, Боди Элфман, Деби Мазар, Джейми МакБрайд, Кен ВерКаммен, Чарли Б. Шмидт-мл., Майкл Э. Беннт, Йан Хэннин, Роберт Димер, Дэвид Мерсо, Энтони Очоа, Омар Орозко, Эдгар Санчес, Косме Уркиола, Уэйд Эндрю Уильямс, Пол Эделстейн, Джессика Феррарон, Трой Бленделл, Ховард Бачрах, Чик Дэниэл, Коринн Чуи, Джонелл Кеннеди, Стивен Козловски, Роджер Стоунбернер, Родни Сэндберг, Джордж Петрина, Доналд Дин, Эллиот Ньюман, Тревор Уэйр, Бобби Инглиш, Огги Кэвано, Роналд Малдроу, Питер МакКернан-мл., Ивор Шиер, Дэниэл Луйан, Эдди Диас, Джой Бернс, Джон Конвертино, Джош Круз, Мартин Флорес, Рик Гарсиа, Лоуренс Голдман, Маурильо Пинеда, Дэн Систос, Джейкоб Валенцуэла, Луис Виллегас, Юсси Венгер, Джейсон Стэтэм, Исмеал Видрио, Рон Эккерт, Мануэль Уррего, Джесси Бернард, Луис Монкада, Дина Тил, Сэнди Шредер, Майкл-Джон Волф, Эдди Юнгми, Дж. Д. МакЭлрой, Меган Хирацка, Кэйт Гопакко, Кристи Йи, Лайза Мария Басада, Уилсон Вонг, Марк Стэйнбрук, Брэндон Молал, Марианн М. Арреага, Спайк Силвер, Бен Мим, Нильс Рот

Соучастник

Collateral

Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
27 сентября 2004

"Если к тебе садится мужик с мечом, ясно - это самурай", - заявляет Макс своей новой знакомой. В машину следом садится Том Круз - и зритель радуется удачной хохме. Шутка работает, правда, на русском, потому что в оригинале Макс ведет речь о "sushi chef". Это не отменяет главного - фильм от начала до конца прошит мягким юмором, который скрашивает по обыкновению медлительную, монотонную режиссерскую манеру Майкла Мэнна, обычно к юмору не склонного.

Соучастник - история сближения двух жизненных координат, двух разных миров, в котором действует добропорядочный неудачник и убийца-везунчик, придумавший уникальный способ пользования такси. При всей динамичности сюжета, притом, что Манн наконец-то уложился в нужные два часа, здесь хватает излюбленных режиссерских приемов, когда напряжение растет не благодаря стремительно несущемуся действию, а размеренным, как бы незначительным диалогам. Великолепна в этом отношении сцена с хозяином джазового кафе, где до самого конца не ясно, станет она лишь проходным эпизодом в одиссее киллера и его невольного соучастника или же закончится самым печальным образом.

Но постепенно за более или менее удачно придуманными сценами экшн, вовлекающим в события все больше героев, проступает второй, не менее интересный план фильма. Приходит понимание, что для Мэнна история таксиста и убийцы стала еще и поводом написать собственную поэму города - чувственную, окрашенную мягкими, пастельными тонами картину ночного Лос-Анджелеса, разобщенного гигантского полиса, в котором никому нет дела друг до друга, но который обладает своей притягательной силой. В таком городе, полном пустынных улиц и темных безлюдных подворотен, по логике вещей, нелегко приходится маленьким, скромным человечкам, и он же - идеальное поле деятельности таких одиночек, как Винсент. Но традиционную ситуацию Манн переворачивает с ног на голову - в неуютном пространстве так некомфортно хладнокровному, уверенному в себе Винсенту, и так хорошо и привычно застенчивому, закомплексованному Максу.

И оператор фильма намеренно окутывает изображение легким муаром, предлагая вместо отчетливого пестрого глянца как бы смазанную, шероховатую поверхность, где при укрупненном приближении перестают различаться детали, смазанные в единое соцветие красок.

Все это ладно выглядит во время просмотра, но после фильма остается странный привкус. С одной стороны, Манн наконец-то сработал в стиле своей блестящей Схватки, поступившись большими претензиями, от которых неприятно отдавало в Своем человеке и Али. С другой, режиссерской фантазии и актерской игры - Круз и Фокс составляют неплохую пару в этом своеобразном анти-бадди-муви - здесь намного больше, чем сценарной выдумки, которая грешит массой логических проколов. Так, неясно, зачем понадобилось Винсенту прятать первый труп в багажник, и не покидает сомнение, что помимо свидетелей мексиканскому наркобарону Феликсу надо было убить и прокурора. Это особенно плохо, если учесть, что в разной степени эти неувязки являются катализатором основных событий, ставя под сомнение весь сюжет полностью. Точно так же, заставляет усомниться и внешне благостный финал - после кошмарной ночи, может, и кончившейся благополучно, проблемы Макса только начинаются.