
Великобритания - Франция - Италия, 2006, 97 мин.
Режиссер: Стивен Фрирс
Продюсеры: Энди Хэррис, Кристин Лэнган, Трэйси Сиуорд
Сценарист: Питер Морган
Оператор: Аффонсо Беато
Композитор: Александр Депла
В ролях: Хелен Миррен, Майкл Шин, Джеймс Кромвелл, Сильвия Симс, Алекс Дженнингс, Хелен МакКрори, Роджер Аллэм, Тим МакМаллэн, Дуглас Рейт, Робин Соанс, Лола Пеплу, Джойс Хендерсон, Пэт Лэффан, Аманда Хэдингу, Джон МакГлинн, Грэй О'Брайен, Долина МакЛеннан, Джейк Тэйлор Шэнтос, Дэш Бэрбер, Марк Бэйзли, Канану Кирими, Сюзан Хитч, Джулиан Ферт, Гарри Александр Коат, Эрл Кэмерон, Энтони де Баэк, Эмми Лу Харрьес, Лоренс Берг, Вольфганг Писсорс, Мэлу Бовуар, Пол Бэрретт, Ксавьер Кастано, Мишель Гэй
Королева
Queen, The











Алексей Дубинский
1 марта 2007
Отношения Тони Блэйра с королевой (от вежливого отторжения до полного восторга) – это как творческая метафора режиссерского пути самого Фрирса. Он начинал постановщиком дерзких, не лишенных бунтарского запала картин, достаточно резких и самостоятельных, чтобы не идти на поводу у зрителя, а заканчивает вот этой пресной, полной драматургических уловок в своем безграничном желании понравиться, драмой о самой декоративной стороне английской жизни (напомню, что в одной из прошлых лент, Грязные прелести, он пытался рассказать о сложной судьбе эмигранта в Лондоне). Сама история мельтешения королевской династии вокруг погибшей принцессы Дианы – не больше, чем ремесленническая видео-аппликация, грамотное, как по учебнику для начинающих монтажеров, склеенное нечто из обрывков теленовостей, документальных свидетельств и мимолетных интервью. Хелен Миррен уверенно чувствует себя этом поверхностном, водянистом студне – можно расслабиться и дать волю фирменным актерским приёмчикам. Ее королева – сдержанная, обратившая все эмоции внутрь себя старушка, которая анекдотическим образом все еще верит, что на ее плечах атланта покоится целая страна. Умеренная жестикуляция, скупая мимика и в нужном месте пущенная послушная слеза – никогда еще актриса не была так расчетлива в своем стремлении получить «Оскар». Фрирс же никак не мешает нам смотреть свой опус, уверенно выдерживая позицию на одном колене перед собственным восхищенным «боже, храни королеву!» Не зря мир поразился такой удивительной лояльности – и высыпал на фильм стандартный ворох золоченых статуэток, как раз запланированный для подобного дежурного, бесконфликтного кино.