Дневник кино
  

США, 1970, 122 мин.

комедия / драма / военный

Режиссер: Майк Николс

Продюсеры: Джон Кэлли, Мартин Рэнсохофф

Сценарист: Бак Хенри

По роману Джозефа Хеллера Уловка-22

Оператор: Дэвид Уоткин

В ролях: Алан Аркин, Мартин Болсам, Ричард Бенджамин, Арт Гарфункел, Джек Гилфорд, Бак Хенри, Боб Ньюхарт, Энтони Перкинс, Пола Прентисс, Мартин Шин, Джон Войт, Орсон Уэллс, Боб Балабан, Сюзанн Бентон, Норман Фелл, Чарлз Гродин, Остин Пендлтон, Питер Бонерц, Джон Коркс, Джон Брент, Колин Уилкокс Пэкстон, Филип Рот, Брюс Кирби, Джек Райли, Олимпия Карлизи, Джина Ровере, Фернанда Витобелло, Ричард Либертини, Сет Аллен

Уловка-22

Catch-22

Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
4 сентября 2003

Уловка-22, как пытается объяснить Йоссариану доктор капитан Нэйтли, своеобразный маневр, навсегда увязывающий солдата с войной. Можно отстранить человека от полетов, только если он сам об этом заявит и если при этом его признают сумасшедшим. Однако любой, кто обращается с такой просьбой, уже не сумасшедший, а каждый, кто с готовностью продолжает летать, безумец по определению, но отстранить его нельзя - он не сделал заявления. Впоследствии действие уловки-22 разрастается до фантастических размеров, ее границы размываются и уже неясно, кто и по какому поводу попадает под ее влияние. Лишь первая половина фильма выглядит сатирической антивоенной драмой, а дальше сатира перерастает в подлинный сюрреалистический кошмар, в котором чуть ранее карикатурные полковники и генералы вдруг превращаются в зловещие, раскрашенные мрачнейшими красками фигуры. В фильме события разворачиваются во Вторую мировую, однако по тому, как показана эта героическая война, очевидно становится, что Майк Николс, а еще раньше - автор одноименного романа Джозеф Хеллер в виду имели войну совсем другую. На языке Эзопа в 1970-м нам рассказали о позорной вьетнамской кампании; в тот же год Роберт Олтман в МЭШе говорил то же самое, вместо фантасмагории используя эксцентрику. Понадобилось почти десятилетие, чтобы появились Охотник на оленей и Апокалипсис сегодня.