Дневник кино
  

СССР, 1991, 79 мин.

комедия / драма

Режиссер: Николай Досталь

Сценарист: Георгий Николаев

Оператор: Юрий Невский

Композитор: Александр Голдьштейн

В ролях: Андрей Жигалов, Сергей Баталов, Ирина Розанова, Алла Клюка, Анна Овсянникова, Владимир Толоконников, Лев Борисов, Юрий Колобков, Зинаида Воркуль, Александр Числов, Евгений Титов, Вера Ивлева, Юра Попов

Облако-рай

Оценка 9 из 10Оценка 9 из 10Оценка 9 из 10Оценка 9 из 10Оценка 9 из 10Оценка 9 из 10Оценка 9 из 10Оценка 9 из 10Оценка 9 из 10Оценка 9 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
21 августа 2000

Жизнь новостроек на глухих городских задворках, этого уродливого детища предприимчивых властей, старающихся избавиться от своих граждан-подданных, распихав их по разным дырам, понятное дело, скучна и непритязательна. Ну, то что старушки целыми днями просиживают перед домом на лавочке, обычное, в общем-то явление. А вот поинтересней примерчики утоления своей жажды унять скуку: группа товарищей бегает по утрам к загрязненной речке, зная наверняка, что вода еще холодная и не особо искупаешься. Но они все равно будут бегать - а что еще делать-то? Клиническим случаем кажется разглядывание своего языка в зеркале. Благо, еще не бреют его, как мистер Бин.

На заре 90-х, в год, когда в стране многое должно было измениться, Николай Досталь снял один из лучших фильмов о советском общежитии, что так старались сделать у нас все предыдущие 60 лет, при этом впадая в нервное восхваление нашего совместного жития-бытия или в мрачную чернуху коммунальных ужасов. Досталь, балансируя на грани драмы и комедии, создает, как ни странно, даже не трагикомедию, а метафизическую притчу в духе - как бы ни показалось смешным такое сравнение - Антониони. Это действительно та же история человеческой некоммуникабельности и неспособности ощутить и понять друг друга, что и у гениального итальянца, только рассказанная не на полном серьезе, а ряженая в одежды нашего совкового, такого печального юмора. Но пусть приметы конкретного времени и конкретного пространства никого не введут в заблуждение. Ведь не зря же фильм получил серебряный приз в Локарно; казалось бы, какое дело швейцарскому городку до наших проблем. Просто лента - это вовсе не "история советского «лишнего человека», изгоняемого по всем правилам коллективистской обрядности, но способного отплатить враждебной общине тем, что сохраняет свою единичность", как было написано в одной из рецензий. Каждый герой фильма Досталя - не только Колька - единичен и неповторим. Каждый герой хочет своего праздника души. Каждый из них мог оказаться на месте посаженного и отправленного в никуда болтуна. Это грустная история о том, как живет человек секундными проблесками счастья и за ними не видит, как несчастен в этот миг другой.