Дневник кино
  

США, 2007, 139 мин.

драма / мелодрама

Режиссер: Майк Ньюэлл

Продюсер: Скотт Стейндорфф

Сценарист: Роналд Хэрвуд

По роману Габриэля Гарсиа Маркеса

Оператор: Аффонсо Беато

Композитор: Антонио Пинто

В ролях: Хавьер Бардем, Джованна Меццоджорно, Бенджамин Брэтт, Джон Легуизамо, Лив Шрайбер, Каталина Сандино Морено, Лаура Хэрринг, Унакс Угальде, Фернанда Монтенегро, Эктор Элизондо, Марсела Мар, Энджи Сепеда, Джина Бернард Форбс, Хуан Анхель, Лилиана Гонзалес, Каталина Ботеро, Каролина Куэрво, Альфонсо Вонг Ма, Ана Клаудиа Таланкон, Мигель Анхель Пазос Галиндо, Мария Сесилия Эррера, Луис Фернандо Хойос, Карлос Дуплат, Франсиско Рауль Линеро, Жюльет Паола Хойс Зунига, Алисия Боррачеро, Герардо Норберто Аранго Эчеверри, Дора Кавадид, Мария Эуджениа Арболеда, Марта Элена Савадес Родригес, Лиссет Джанет Фигероа Мансур, Денис Меркадо Морено, Беатрис Коломбиа Оспино, Джон Александр Торо, Джулиан Диас, Хосе Луис Гариса Кампос, Мануэль Сармьенто, Родольфо Энрике Меркадо Парра, Фернандо Кахалес, Луис Адольфо Тамара Кардона, Рафаэль Вергара, Андрес Касас, Рубриа Неграо, Антонио Хосе Де Лаваль Оспино, Оскар Изекиль Падилла Гарсиа, Иван Диас Помбо, Ноэль Шонвальд

Любовь во время холеры

Love in the Time of Cholera

Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10
Постеры

Алексей ДУБИНСКИЙ

Еще одно иллюстративное кино, худо-бедно перелагающее букву знаменитой книги, но с великим трудом осознающее ее прекрасный дух. В предыдущий раз кинематографисты добрались до «Парфюмера» (2006) Патрика Зюскинда, обладающего той же стойкой репутацией литературного шедевра прошлого столетия, и тоже – с результатами усердной иллюстрации.
В каждом подобном случае к любому критику можно предъявлять претензии, что взгляды на великие романы у всех читателей разные, и впечатления от книги могут как не совпадать с ее зафиксированным визуальным воплощением, так и легко совпасть с погрешностью в малые проценты. На это спорщику всегда стоит предлагать вернуться к литературному произведению – в лучших из них вся прелесть сосредоточена в языке, практически всегда не перелагаемом на образы кино.

Тем более, это касается произведений Габриэля Гарсии Маркеса, где волшебство зачастую простых сюжетов спрятано между слов и букв, и режиссёру, опрометчиво берущемуся за его прозу, следует сосредоточиться на поиске адекватного этой прозе символического ряда. Никак нельзя взять и напрямую показать полковника, тоскливо ожидающего перевода, или банальную смену поколений (точнее, актеров) в столетней истории города Макондо. Подобная прямолинейность не лучшим образом сказалась на вполне пристойных экранизациях – «Хронике объявленной смерти» (1987) Франческо Рози и «Полковнику никто не пишет» (1999) Артуро Рипштейна. Но если этого избежать нельзя, то не стоит даже браться.

Однако Майк Ньюэлл, с помощью упорного продюсера Скотта Стейндорффа добравшийся до «Любви во время холеры», символами мыслить не умеет, и максимально был приближен к волшебству лишь в одной из экранизаций «Гарри Поттера». А потому он, натужно сохраняя достоинство читателя, обожающего экранизируемую книгу, фиксирует на экране сюжетные перипетии, превращая в главное действующее лицо вовсе не героев, а грим актеров, насколько искусный, настолько же и навязчивый. Возникает странноватый эффект от возрастных несоответствий – моложавый Джон Легуизамо в первой части фильма никак не похож на отца Джованны Меццоджорно, зато во второй части режиссер с какой-то маниакальной страстностью отмечает прожитые годы седыми париками, выпавшими волосами, морщинами и прочими признаками старения. Актеры умело сгибаются под тяжестью пролетевших лет их персонажей, но за искусственно состарившимися телами как-то не разглядеть несостарившейся любви – не будем же мы за таковую принимать бесконечные закадровые комментарии Флориано.

Еще хуже – та комическая непринужденность, своего рода непосредственность, которой Ньюэлл пытается разбавить жаркую, страстную романтику затянувшегося повествования. Поэтому все то, что в романе призвано работать на идею пронизывающей время и пространство любви, чувства, чьи симптомы подозрительно напоминают жар холеры, здесь всего лишь повод создать эффект смешного – первая ночь любви Фермины, амурные похождения Флориано, игривые диалоги, даже, как ни странно, трагическая гибель одной из любовниц главного героя. Надо сказать, что своего Ньюэлл добивается – действительно смешно, но, увы – не более того.

В фильме очень многие из съемочной команды потрудились максимально честно – и актеры (наш импровизированный «Оскар» – чудесной итальянке Меццоджорно), и гримеры, и оператор, уверенно раздвигающий рамки декораций до вполне осязаемой Картахены, и, в принципе, режиссер, удерживающий ритм и дыхание истории на протяжении двух с лишним часов. Но всякий раз подобное кино оставляет с одним лишь чувством – надеждой, что после него зритель заинтересуется первоисточником. Если это так, то свою культуртрегерскую миссию фильм выполнит. Но все равно – хорошо будет, если до «Ста лет одиночества» ни Голливуд, ни кто-нибудь другой не доберется.