Дневник кино
  

США, 1957, 137 мин.

драма / комедия

Режиссер: Билли Уайлдер

Продюсер: Лиланд Хэйуорд

Сценаристы: Чарлз Ледерер, Уэнделл Мэйес, Билли Уайлдер

По книге Чарлза Линдберга

Операторы: Роберт Беркс, Дж. Певерелл Мэрли

Композитор: Франц Ваксман

В ролях: Джеймс Стюарт, Мюррей Хэмилтон, Патриция Смит, Бартлетт Робинсон, Марк Коннелли, Артут Спэйс, Чарлз Уоттс

Дух Сент-Луиса

Spirit of St. Louis, The

Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
6 августа 2003

Фильм имеет своеобразную двухчастную структуру, в которой каждая из частей строится как серия флэшбеков. В первой части в ночь перед вылетом в памяти Линдберга проносятся события, предшествовавшие его грядущему триумфу - поиски спонсора, собственное участие в конструировании самолета и т. д. Вторая часть - почти часовая сцена самого перелета, во время которого Чарлз Аугуст вспоминает более ранние события своей жизни, например, свой первый самолет и ряд неудачных попыток самостоятельно освоить небо. Практически каждый эпизод фильма окрашен незабываемым юмором Билли Уайлдера, так что собственно драматическую часть рассказа постоянно уравновешивает серия иронических зарисовок, в которых великий Линдберг предстает чудаковатым увлеченным человеком, из тех, для кого самолеты всегда были и останутся первым делом.

Конечно, вторая часть, претендующая на своеобразную аутентичность в изображении затяжного перелета сегодня может показаться устаревшей, однако нельзя не отдать должное психологически точным нюансам, связанным с потрясающим напряжением, усталостью и вечными провалами в сон, которые переживает главный герой. Еще интересней отметить, что всю историю Уайлдер выстраивает как извечный конфликт бунтующего сознания с самим Богом. В одной из важнейших сцен-воспоминаний Линдберг дает летные уроки священнику. Святой отец, лишенный навыков вождения, утверждает, что Господь всегда поможет ему приземлиться; на это Чарлз заявляет, что поднимаясь в воздух, надеяться следует только на себя. Но для внимательного зрителя режиссер расставляет флажочки-намеки, по которым можно догадаться, что победа Линдберга удалась не без божественного вмешательства. Не исключено, впрочем, что теологическая сторона фильма способна разозлить того зрителя, который сочтет, что Уайлдер навязывает ему излишнее символическое прочтение не выдуманных, а реально происшедших событий.

Интересно отметить, что для Джеймса Стюарта роль Линдберга оказалась своеобразной квинтэссенцией в его "летной" части фильмографии. Актеру не единожды приходилось сталкиваться с самолетами. До фильма Уайлдера в драме Генри Костера Нет пути в небесах он играл столь же чудаковатого авиаконструктора, был летчиком в Воздушной стратегической команде Энтони Манна, а еще один его реальный персонаж, композитор Гленн Миллер, погибал в авиакатастрофе в другой ленте Манна - История Гленна Миллера. Спустя девять лет после экранного подвига Духа Сент-Луиса Стюарт в качестве главного пилота терпел аварию в приключенческой драме Роберта Олдрича Полет "Феникса".