Дневник кино
  

Франция - Италия - Испания, 2004, 109 мин.

триллер / боевик

Режиссер: Фредерик Шондорффер

Продюсер: Эрик Нев

Сценаристы: Янн Брион, Жан Космос, Оливье Дуйер, Фредерик Шондорффер, Людовик Шондорффер

Оператор: Жан-Пьер Сувэр

Композитор: Бруно Кулэ

В ролях: Венсан Кассель, Моника Беллуччи, Андре Дюссолье, Шарль Берлинг, Бруно Тодешини, Серджио Пери-Менчета, Людовик Шондорффер, Эрик Савен, Серж Аведикян, Габриэль Лазур, Найва Нимри, Симон Андрё, Джэй Бенедикт, Беатрис Кесслер, Роберто Моло, Шадрак Малинка, Джо Престиа, Пол Шондорффер, Луи Шондорффер, Клеман Тома, Розанна Уоллс, Мод Буке, Франсуа Берковичи, Жан-Пьер Бушар, Марина Монкад, Уолтер Шноркелл

Тайные агенты

Agents secrets

Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
22 июля 2004

Случай почти анекдотический – затянутый, бестолковый шпионский боевик из Франции Тайные агенты вызвал бурю эмоций у русского критического бомонда. Такое было, разве что, с недавним триллером (тоже французским) Кто убил Бэмби? - нелепым дилетантским опусом, возведенным в ранг едва ли не шедевра. Очевидно, срабатывает пагубный принцип «на безрыбье» - глаз замыливается от лицезрения однообразного голливудского потока, и если вовремя не принять что-нибудь «анти», можно загнуться от передоза. В результате, если хитрый режиссер вместо действия предлагает бездействие, вместо бесцветного студня из штампов – мутную водицу из не пойми чего, а вместо банального, но стройного сюжета – нелепицу загадок, то его и провозгласят мессией.

В фильме первый час герои судорожно перебираются из одного пространства в другое, общаются на отрывистом, многозначительном языке, и в кулуарах власти и темных подземельях решают судьбы маленьких невинных стран. Затем агенты-исполнители, что-то взрывающие и что-то куда-то доставляющие, начинают чувствовать себя шестерками, отчаянно пытаются вырваться за круг предписанной им роли проходных пешек. Режиссер, наверное, влюбленный в классические образцы шпионских боевиков с их плотной, вязкой интригой, многословием и завораживающим кружением на месте, очарованно заставляет героев километрами передвигаться, переходить улицы и переезжать с места на место. Зритель (критик), вдруг решивший, что "в этом что-то есть", лихорадочно узреет в таком брожении и кафкианские мотивы, и политическую сатиру, и намеренно вывернутый наизнанку жанр (расхожий эпитет – «анти-Бонд»).

Все это так и было бы, если б монотонное, утомляющее действо вырастало из серии разрозненных, но совершенных сцен-шедевров. Увы, дробя «Агентов» на куски, находишь, что большинство сцен так же вялы по ритму и бесстрастны по исполнению, неинтересно придуманы и так же неувлекательно разыграны. С камерой особые проблемы – время от времени она ведет себя как бы «странно» - то вдруг накренится, то начнет медленно кружиться вокруг героев, то вдруг рапидом зафиксирует падение машины а-ля Матрица. Поскольку в каждом подобном случае прием единичен и неповторим, его неожиданное применение остается такой же загадкой, как и восторги русского бомонда.

Но лучше всех развязка. После мытарств и унижений, которым подвергнуты герои вновь сошедшихся на одном экране Моники Беллуччи и Венсана Касселя, они получают-таки крупицу счастья. Думаете, это происходит потому, что в хитроумной игре они поставили шах и мат своим противникам? Как бы не так. Они просто ловко... оторвались от погони. Едва не уснувший к тому моменту зритель будет отчаянно протирать глаза, гадая, почему кино вдруг так рано кончилось, не совершив виток еще на час-другой, и "ни в жисть" не поймет, что подобное околпачивание тоже бывает первым шагом в арт-хаус, в инаковость, в любимцы критики.