Дневник кино
  

США, 2000, 123 мин.

драма / мелодрама

Режиссер: Мими Ледер

Продюсеры: Питер Абрамс, Роберт Л. Леви, Стивен Рейтер

Сценарист: Лесли Диксон

По роману Кэтрин Райан Хайд

Оператор: Оливер Стэплтон

Композитор: Томас Ньюман

В ролях: Кевин Спэйси, Хелен Хант, Хэйли Джоэл Осмент, Джэй Мор, Джеймс Кэвиэзел, Джон Бон Джови, Энджи Дикинсон, Дэвид Рэмси, Гэри Уэрнтц, Коллин Флинн, Марк Донато, Кэтлин Уилхойт, Лайза Снайдер, Джанетта Арнетт, Ханна Уэрнтц, Тина Лиффорд

Заплати другому

Pay It Forward

Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
22 апреля 2003

Знаменитый советский штамп "добро должно быть с кулаками" в новой ленте Мими Ледер удивительным образом находит свое непрямое воплощение. Неплохо вспомнить, что одна из предыдущих работ режиссера называлась Миротворец, и герой Джорджа Клуни, как раз предпочитал творить мир и добро с помощью двух подручных средств — кулаков и оружия.

Но Заплати другому не боевик, а драма, и проблема в другом. Когда-то отечественных критиков зашкаливало от Списка Шиндлера Стивена Спилберга, где герой, вопреки принятым у нас представлениям о героизме, спасал евреев весьма нетрадиционным способом. Вместо всевозможных "грудью на амбразуру" или "умру, но не сдамся", он хитрил и выгадывал, обманывал и просчитывал, обменивал и покупал; короче, процесс творения добра понимал оригинально и выглядел настоящим торгашом, а не героем. Где, спрашивается, кулаки? Где фанатичный блеск в глазах? Проблема в том, что наши соотечественники всегда воспринимали кулаки слишком буквально.

Меж тем, дело Шиндлера живо. Тревор из фильма Ледер без разрешения предпринимает спасение человечества по тому же "торгово-бартерному" принципу, названному им "заплати другому". Вначале наблюдать это интересно, но как только учитель начинает ухаживать за матерью Тревора, все резко меняется. Нетривиальное кино на глазах превращается в слащавое зрелище для домохозяек. Драма оборачивается раздражающей своим качеством мелодрамой. В конечном итоге, начинает раздражать и сама идея. Добро, творимое 13-летним гуманистом, все больше напоминает как раз "советские кулаки", и от нее веет прямолинейным американским прагматизмом — хорошие поступки идут здесь не от сердца и личной воли человека, а от кошелька "клиентов". В конце концов, Тревор со своими "пирамидами" плохо закончил, однако добротворческая лихорадка перебросилась на всю Америку. Господи, пронеси нас от подобного!