Дневник кино
  

Великобритания - США - Австралия - Япония, 2007, 122 мин.

драма

Режиссер: Антон Корбайн

Продюсеры: Антон Корбайн, Тодд Эккерт, Ориан Уильямс

Сценарист: Мэтт Гринхолг

По книге Деборы Кертис Прикасаясь на расстоянии: Йан Кертис и Joy Division

Оператор: Мартин Рух

Композиторы: Joy Division, New Order

В ролях: Сэм Райли, Саманта Мортон, Александра Мария Лара, Джо Андерсон, Тоби Кеббелл, Крэйг Паркинсон, Джеймс Энтони Пирсон, Гарри Тридауэй, Эндрю Шеридан, Роберт Шелли, Мэттью МакНалти, Бен Нэйлор, Херберт Грёнемайер, Найджел Харрис, Никола Харрисон, Тим Плестер

Контроль

Control

Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10

Алексей ДУБИНСКИЙ

Дебютный фильм модного английского фотографа голландского происхождения Антона Корбайна – это просто диво дивное. Черно-белый пастиш о том, про чью жизнь, поступки и мысли можно только догадываться – настолько аура загадочного, исходящая от Йана Кертиса, засасывает фильм, режиссера, исполнителей главных ролей и самих зрителей. Лента представляет собой цепь намеренно обрывочных, эпизодических фрагментов, только с виду представляющих собой традиционную биографическую драму.
Еще Майкл Уинтерботтом в своем блестящем фильме «Круглосуточные тусовщики» (2002) доказал, что о Кертисе, Joy Division и музыкальном андеграунде английских 1970-х невозможно говорить банальным языком фактов; с фактами следует играть, перетасовывать, передергивать и даже намеренно перевирать. То же самое понимает Корбайн, по словам которого, история лирического бунтаря Йана Кертиса – скорее, зеркало души его самого и любого, кто когда-то отождествлял себя с ревущим под гитару бунтарем. Это, по его словам, автопортрет тех, для кого пластинка Дэвида Боуи или Sex Pistols была настоящей реальностью, а все остальное – навязчивой химерой.

Но, как бы там ни было, ни изысканная черно-белая поверхность кадра, настолько отточенная, что в ней просто растворяешься, ни синкопический ритм действия не работали бы настолько идеально, не будь в фильме идеального исполнителя главной роли. Сэм Райли феноменален еще и потому, что за ним не тянется шлейф прошлых работы, у него не наработано еще амплуа. Он безукоризнен в своем совпадении, в своей физической идентификации с Кертисом, в его удивительной, моментально запоминающейся жестикуляции, его голосе, его потустороннем существовании на сцене. Просто найдите после фильма выступления Joy Division и поймете, что подобные сближения дорогого стоят. Это не банальное копирование, это пойманная метафизика творца, выраженная в образах столь точных, что прямое перечисление фактов биографии стирается до фотографического следа, ведущего за пределы простой жизненной истории.