Дневник кино
  

Германия - Франция - Великобритания, 1996, 118 мин.

драма

Режиссер: Фолькер Шлёндорфф

Продюсеры: Хебхард Хенке, Ингрид Винди

Сценаристы: Жан-Клод Каррьер, Фолькер Шлёндорфф

По роману Мишеля Турнье

Оператор: Бруно де Кейзер

Композитор: Майкл Найман

В ролях: Джон Малкович, Готтфрид Йон, Марианне Зегебрешт, Армин Мюллер-Шталь, Фолькер Шпенглер, Хайно Ферх, Дитер Ласер, Аньес Сораль, Саша Ханау, Вернон Добтчефф, Саймон МакБарни, Илья Смолянский, Люк Флориан, Лоран Шпильфогель, Марк Дюре, Филипп Штарбель, Жак Сирон, Патрик Флоршейм, Каспар Салмон, Дэниэл Смит, Райан О'Лири, Ларс Альбез, Максимилиан Хаас, Роберт Байер, Норман Даугс, Хоаким Пауль Ассбёк, Клод Деген, Тьерри Монфрей, Жак Брюне, Сильви Югель, Эрик Дешор, Жером Кин, Лис Бухитен, Кристин Паолини

Лесной царь

Unhold, Der

Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
21 ноября 2003

Фолькер Шлёндорф имеет репутацию создателя авторского кинематографа, хотя работает весьма неровно, из-за чего его подчас хочется назвать обычным экранизатором. Все же Шлёндорфу не откажешь во вкусе: начиная с дебютной ленты Молодой Тёрлес (по Душевным смутам воспитанника Тёрлеса Роберта Музиля), для своих постановок он выбирал исключительно интеллектуальные бестселлеры авторов XIX и ХХ веков: Клейста (Михаэль Кольхаас), Бёлля (Поруганная честь Катарины Блум), Грасса (Жестяной барабан), Пруста (Любовь Свана), Миллера (Смерть коммивояжера), Фриша (Хомо Фабер).

Тем не менее, роман Турнье стал для него настоящим испытанием. По ходу фильма возникает ощущение, что режиссера привлекло, в первую очередь, вовсе не мастерство писателя, искусно конструирующего свои лукавые философские произведения на основе устоявшихся литературных и исторических сюжетов (от Робинзона Крузо Дефо до истории Жанны Д'Арк и Синей Бороды). И даже умелое переплетение Турнье реальных и мифологических пластов тоже не стало приманкой для Шлёндорфа, вообще далекого от подобных постмодернистских игрищ. А привлекло его именно время и место действия романа - конец 30-х годов, нацистская Германия, движение Гитлера вглубь Европы. Понимаешь, что Авель Тиффож - будто еще одна ипостась Оскара Матцерата, юного героя лучшей ленты режиссера Жестяной барабан; словно Шлёндорф получил второй, но уже безнадежно запоздалый шанс сказать то же самое, но другими словами.

Приглашенный на главную роль Джон Малкович (сыгравший у Шлёндорфа в Смерти коммивояжера) создает, конечно, впечатляющий портрет ребенка-великана, прозванного Людоедом, одновременно творящего и добро, и зло, словно в каждом конкретном случае повинуясь темным инстинктам древних мифических существ. А сценарист Жан-Клод Каррьер, поднаторевший в создании сюрреалистических притч Луиса Бунюэля, и композитор Майкл Найман с огромным удовольствием творят барочную, ирреальную атмосферу Третьего рейха, где его сластолюбивые и кровожадные властители, в услужении которых вынужден пребывать Авель Тиффож, кажутся ограми и людоедами еще в большей степени, чем главный герой. И все же при столь богатом материале Шлёндорфу так и не удалось преодолеть свою сухую, рассудочную и нередко декларативную манеру. В самом начале Авель изрекает следующее: "Если заглянуть глубоко мне в глаза, вы увидете там монстра". Все же подобное в кино надо бы не проговаривать, а подтверждать визуальным рядом. Да, у Турнье роман начинается также, но при этом совсем по-другому: "Я ощущаю в своей натуре глубинную сопричастность волшебству"..