Дневник кино
  

США, 1996, 108 мин.

драма

Режиссер: Джулиан Шнэбел

Продюсеры: Джон Килик, Рэнди Остроу, Сигурджон Сигватссон

Сценарист: Джулиан Шнэбел

Оператор: Рон Фортунато

Композиторы: Джулиан Шнэбел, Джон Кэйл, П. Дж. Харви

В ролях: Джеффри Райт, Беницио Дель Торо, Клэйр Форлани, Гэри Олдман, Кристофер Уокен, Майкл Уинкотт, Дэвид Боуи, Деннис Хоппер, Уиллем Дэфо, Жан-Клод Ля Марр, Паркер Поузи, Элина Лёвенсон, Пол Бартел, Кортни Лав, Татум О'Нил, Чайк Пфайффер, Рокетс Редглэйр, Эстер Дж. Шнэбел, Джек Шнэбел, Лола Шнэбел, Питер МакГоу, Дэвид МакДермотт, Майкл Чоу, Стелла Шнэбел, Стивен Рандаццо, Майкл Бадалуччо, Франсис Дюморье, Джозеф Р. Ганнасколи, Хоуп Кларк, Брайан Райт, Тармо Урб, Сэм Рокуэлл, Дениз Бурс, Роберт Александер, Винсент Лареска, Леонард Джексон, Рене Ривера, Фред Уэллер, Винсент Галло

Баскиа

Basquiat

Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
8 декабря 2003

Его называли "маленьким черным Рембо американской живописи". Не знакомым близко с творчеством Баскиа трудно будет до конца понять это сравнение. Можно, впрочем, предположить, что американского художника и гениального французского поэта роднит биографическое сходство. Оба являлись маргиналами от искусства, оба умерли молодыми, хотя и с разрывом в десять лет, - Баскиа скончался в неполные 28, Рембо же в роковой год исполнилось 37 лет, - оба после смерти были признаны гениями. Подобно Рембо, творившему свои шедевры на различных обрывках бумаги, Баскиа тоже предпочитал в качестве мольберта подручные предметы, особенно стены, заполняя их причудливыми образами и отрывочным фразами с мерцающим смыслом. Не исключено, что двух мастеров (слова и кисти) также сближает их стихийная страсть к пародированию, выворачиванию наизнанку традиционных литературных и живописных форм. Нелишне отметить, что в какой-то период своей жизни оба нашли себе старших коллег-покровителей. Для Рембо им стал Поль Верлен, для Баскиа - Энди Уорхол.

Фильм о Жане-Мишеле (через восемь лет после его смерти от передозировки наркотиков) снял его друг, художник Джулиан Шнэбел. Возможно, тот факт, что Шнэбел в кино не профессионал, сказался на самом результате. Многие ругают фильм за откровенную фрагментарность и невыстроенность. Для Шнэбела в фильме каждый эпизод из жизни друга является самодостаточным, и увязать его с последующими дебютанту не всегда удается. Но он все равно добивается нужного визуального эффекта - чего стоит, хотя бы, прологовая "детская" сцена: Баскиа с матерью стоят перед Герникой Пикассо, и сквозь слезы мать видит над головой сына сияние нимба-короны (позже корона станет своего рода тотемом художника и появится не на одной картине). К тому же, слегка рваный ритм картины словно пытается уловить жизненный ритм главного героя. Режиссеру важней оформить собственный лирический образ друга; в этом смысле Баскиа, скорее, стал персонажем визуального стихотворения, чем фигурантом традиционной биографической ленты.