Дневник кино
  

Франция - Италия, 1964, 105 мин.

комедия / приключенческий

Режиссер: Андре Юнебель

Продюсер: Сирил Гриз

Сценаристы: Жан Ален, Пьер Фуко

По мотивам романа Пьера Сувестра и Марселя Алена

Оператор: Марсель Гриньон

Композитор: Мишель Мань

В ролях: Жан Марэ, Луи де Фюнес, Милен Демонжо, Робер Дальбан, Жак Динам, Мишель Дюплекс, Кристиан Тома, Эллен-Мари Арно, Анри Атталь, Пьер Коллет, Анри Геган, Юг Ваннер, Андрэ Тайнси, Руди Ленуар, Жак де Ланойе, Жан Минисини, Бернар Мюссон, Доминик Зарди

Фантомас

Fantomas

Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10
Награды
Постеры

Александр Минаев
1 сентября 2005

ВСЕГДА БЫТЬ В МАСКЕ
Такую судьбу с опереточным мистером Икс-ом вполне разделил герой популярной в начале прошлого века во Франции серии криминальных романов о похождениях хитроумного злодея по прозвищу Фантомас. Преступление и тайна соединились в этом сюжете столь органично, что литературный первоисточник послужил основой для нескольких экранизаций. Главное действующее лицо неизменно оставалось в маске, физиономию Фантомаса никто не видел, да и то правда – "с лица не воду пить".

СМОТРИМ В КНИГУ
Журналист Пьер Сувестр и начинающий репортер Марсель Аллен познакомились и подружились в 1909 году. Вскоре Пьеру предложили контракт на 24 небольших романа с героем-преступником, который уходит от преследователей в конце каждой книжки, что обещает неугасающий интерес читателя. Первая часть творения Сувестра и Аллена увидела свет в феврале 1911 года. Поэт Гийом Аполлинер посвятил книге о неуловимом чудовище восторженную рецензию и основал "Общество друзей Фантомаса".Успех был феноменальным и конвейер заработал- новая книжка выходила из под пера поденщиков от литературы 15 числа каждого месяца. "Из-под пера" – чистая условность. Авторы поочередно диктовали текст стенографисткам. За два года "наговорили" 32 романа о Фантомасе. Кроме этого авторский тандем выдал серию шпионских книжек не прекращая при этом ни редакторскую, ни журналистскую работу.

ОТ СТРАШНОГО К СМЕШНОМУ
Уже в 1913 году режиссер Луи Фейад начал снимать немое кино про Фантомаса. Черное облегающее трико и черная же маска – вот образ вора и убийцы, способного после самых дерзких деяний раствориться в подземельях Парижа или взмыть в облака на воздушном шаре.
В 30-е годы Поль Фейо сделал еще одну версию на популярную тему. После ужасов, которые видел мир, едва не разрушенный нашествием уголовников в нацистских мундирах, третья экранизация "Фантомаса", предпринятая Жаном Саша и Робером Вернеем, успеха иметь не могла. Уже не было страшно.

ГРУСТНЫЙ ПРИНЦ И МАЭСТРО ВЕСЕЛЬЯ
Режиссера Андре Юнебеля (1896-1985) часто обвиняли в том, что он много внимания уделял коммерческой стороне своей профессии. До 1948 года Юнебель был продюсером и счет денежкам знал. Став у кинокамеры он делал только успешные картины – комедии, авантюрно-костюмные и шпионские ленты. В конце 50-х годов задумал серию псевдоисторических фильмов в жанре "плаща и шпаги". Подбирая идеального исполнителя главной роли, Юнебель остановил свой взгляд на Жане Маре. Кумир зрителей военного времени, прославившийся в поэтических мелодрамах Жана Кокто, фильмах с грустным концом, Маре почти перестал сниматься – работал в театре и увлекся живописью. Юнебель уговорил спортивного и невероятно пластичного красавца вернуться на экран в образе благородного шевалье. Вместе они сделали несколько фильмов, удостоенных наград , как образцовое кино для юношества ("Горбун" - 1959, "Капитан" - 1960, "Чудо волков" - 1961, "Парижские тайны" - 1962).
К 1964 году у Юнебеля созрела идея возродить "Фантомаса", но поломать традицию. Одного из преследователей Фантомаса – храброго комиссара Жюва превратить в откровенно комедийный персонаж, а роли журналиста Фандора и самого всесильного Фантомаса отдать Маре. Тому не привыкать раздваиваться и даже того больше (вспомним "Красавицу и чудовище", где у Жана Маре три роли). Сказано – сделано, в 1964 году на экраны выходит первый из трех фильмов Юнебеля о Фантомасе.

ФЮ-ФЮ ПРОТИВ ФА-ФА
Мастер развлечений снова попал в "десятку". В эпоху Джеймса Бонда после трех "серьезных" экранизаций снова делать черный детектив было бы затеей, обреченной на провал. И Юнебель снимает комедию о Фантомасе. Комедию с явным оттенком галльской насмешки над суперпреступниками и суперполицейскими. Попутно авторы иронизируют и над тем зрителем-простаком, который примет все эти невероятности всерьез. Не случайно центр внимания переместился с мрачного злодея на ищейку – комиссара полиции Жюва в блистательном исполнении Луи де Фюнеса, одного из лучших комиков мирового экрана. Стоило ненадолго забыться, увлечься криминальной интригой таинственной атмосферой и трюками, тут как тут непоседа Жюв с его "ужимками и прыжками", гонором, суетливой глупостью и запоздалой смекалкой. Снова зрительный зал неудержимо хохочет. И тут же – очередной каскад похищений, переодеваний и потасовок, на которые так щедры Юнебель, Маре и де Фюнес. Зрители едва успевали следить за кознями Фантомаса, принимающего облик очередной жертвы, провалами неуклюжего шефа французской полиции, нюансами остроумных диалогов, сменой технических средств погони – из шикарного "Ситроэна" на мотоцикл, с мотоцикла на поезд, с поезда – снова на мотоцикл, затем на моторную лодку, на вертолет, на субмарину. И все это в интерьерах художника Макса Дуи, под завораживающую музыку композитора Мишеля Маня. Первая серия – действие разворачивается во французской столице, вторая – в Риме, третья – в шотландском замке, где неутомимый Жюв охотится за привидениями и беседует с лошадью. Словом скучать было некогда.
Затем кто-то решил, что это слишком, даже для Луи де Фюнеса и проект закрыли (планировалось снять 12 серий). Говорили, что один из авторов романа подал иск на киношников, существенно изменивших сюжетную канву и характеры героев. По другой версии – режиссер сам поняли, что шуток и эскапад надолго не хватит.
Пожалуй не было еще экранного злодея с которым было бы так жалко расставаться. Фантомас сказал нам свое последнее "прощай", но тут косяком пошли комедии с участием Луи де Фюнеса. Почти все последние картины с феноменальным актером вышли на советский экран, и каждая была подарком. А Фантомаса, кстати, экранизировали еще дважды. Вот оно, притяжение Зла.