Дневник кино
  

США - Италия, 2003, 97 мин.

ужасы / триллер / комедия

Режиссер: Ронни Ю

Продюсер: Шон С. Каннингем

Сценаристы: Дэмиан Шэннон, Марк Свифт

Оператор: Фред Мерфи

Композитор: Грэм Ревелл; песня Кори Тэйлора

В ролях: Роберт Инглунд, Кен Кирзингер, Моника Кина, Келли Роулэнд, Джейсон Риттер, Кристофер Джордж Маркетт, Кэтрин Изабелл, Брендан Флетчер, Локлин Манро, Том Батлер, Кайл Лэбайн, Зак Уорд, Паула Шоу, Дэвид Копп, Джесс Хатч, Гэри Чок, Брент Чэпман, Спенсер Стамп, Джоэлл Антониссен, Алистер Абелл, Роберт Шэйе, Крис Готье

Фредди против Джейсона

Freddy Vs. Jason

Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
9 декабря 2003

Забавно, но первой ассоциацией с новым творением Ронни Ю, разом вернувшим на экраны двух святых чудовищ американского кино, у меня лично стала "Лига выдающихся джентльменов". Правда, если в экранизации комиксов Алана Мура был сделан примечательный микс нескольких миров "массовой" и "высокой" литературы, то в данном случае зрители, не очень-то принявшие культпросвет "Лиги", получили в пространстве одного фильма пару выдающихся кумиров исключительно кинематографического происхождения. Идея витала в воздухе. Но пока одни продюсеры годами флиртовали с проектом "Хищник против Чужого", их более мобильные коллеги объединили на игровом поле мифологии культовых сериалов 80-х - "Кошмара на улице Вязов" и "Пятницы, 13-е".

Не сказать, чтобы случившийся результат во всем удовлетворил поклонников главных мясников голливудского масскульта. Если причудливая, красочная атмосфера сновидений "...улицы Вязов" воссоздана с некоторым умением (хотя иные кошмарные фантазии в предыдущих лентах все таки были придуманы с большим мастерством), то атмосферу "Пятницы" передать практически не удалось. Просто стилистически режиссер Ронни Ю чересчур легко уравнял один ужастик с другим - очевидно, веселое озорство Крюгера привлекает его сильней, чем мрачная вакханалия Джейсона; к тому же, приключения Фредди порождают большую свободу для выдумки. Но чтобы и новая "Пятница" получилась убедительной, следовало хоть как-то сохранить дух той дешевизны, картонности декораций и полного отсутствия гламура в изображении, которыми славились первые серии и чем в свое время привлекли поклонников жанра "слэшера".

И все же столкновение сновидений и реальности меня, как минимум, повеселило. Задумываются ли изредка авторы подобных лент, какой занятный подтекст, порой, проступает в их опусах? Фредди, как знатный представитель мира снов, сознательных страхов и подсознательных ужасов, на сей раз оказывается под прицелом сразу двух подлых приемчиков психоанализа. Известно, что побороть давний страх, по мнению психоаналитиков, можно либо запрятав его глубоко-глубоко в себе и раз и навсегда о нем забыть, либо вытащить его наружу и придушить. Такой низкой подставы Крюгер явно не ожидал. Обожавший при жизни собирать газетные материалы о своих похождениях и отличавшийся немалым тщеславием, он едва не стал жертвой безвестности - мало того, что жители улицы Вязов постарались выкинуть из головы любые воспоминания о нем, так они еще и всех неблагонадежных подростков упрятали в психушку, где пичкали их экспериментальным лекарством против сновидений. В финале же одна из главных героинь, Лори Кэмпбелл, пользуется другим действенным средством - вместе с пробуждением нахально вытягивает из своего сна уязвимое теперь чудовище, приветствуя его же давним и любимым слоганом - "Добро пожаловать в мой мир!" (с ударением на слово "мой", разумеется).

Другое дело - Джейсон. Это старый житель нашей грешной действительности, вульгарный материалист, бесстыдно уверяющий нас, что материя нетленна. Он не заигрывает с нашим подсознанием, он предпочитает плоть. В отличие от Фредди, большого мастака на причудливые, необычные узоры смерти, хоккеист предпочитает, не задумываясь, просто рубить тела своим мачете. И ожидаемая битва утонченного эстета зла и грубого ремесленника читается как наболевшая, красной нитью прошедшая через прошлый век напряженная оппозиция материи и сознания. Что из них первично? Кому меньше повезет: Джейсону, если он заплутает среди фантасмагорий Фредди, или Фредди, если он будет вынужден сразиться с Джейсоном уже на его (то есть, нашей) территории? Результат не столь очевиден, и за кем осталась победа, авторы позволяют решить нам самим. В последнем кадре вроде бы сраженный Крюгер лукаво вдруг подмигивает - а может, всё иллюзия, может, реальности-то никакой и нет?