Дневник кино
  

США, 1976, 121 мин.

драма

Режиссер: Сидней Люмет

Продюсер: Ховард Готтфрид

Сценарист: Пэдди Чаефски

Оператор: Оуэн Ройзман

Композитор: Эллиот Лоуренс

В ролях: Уильям Холден, Фэй Данауэй, Питер Финч, Роберт Дювалл, Уэсли Эдди, Нед Битти, Артур Бергхардт, Билле Берроус, Джон Карпентер, Джордан Чэрни, Кэти Кронкайт, Эд Кроули, Джером Демпси, Кончата Феррелл, Джин Кросс, Стэнли Гровер, Синди Гровер, Дэррил Хикман, Митчелл Джейсон, Пол Дженкинс, Кен Керчевал, Кеннет Кимминс, Линн Клюгман, Кэролайн Кригбаум, Зэйн Ласки, Майкл Липтон, Майкл Ломбард, Пири МакДоналд, Расс Петранто, Бернард Поллок, Уильям Принс, Саша фон Шерлер, Лэйн Смит, Тед Сорел, Беатрис Страйт, Фред Статман, Марлен Уорфилд, Лэнс Хенриксен

Телесеть

Network

Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
24 сентября 2003

Безжалостная сатира Сиднея Люмета очень редко отличалась утонченностью форм и непрямолинейностью смыслов; в основном, режиссер предпочитал лупить наотмашь по мозгам всех подряд. В этом Люмет всегда был далек от традиционных сатирических жестов, подобных персту ребенку, указующему на голого короля. Режиссер не только изобличал короля, но и призывал линчевать его. "Телесеть", проходящая во всех американских справочниках кино как большая киноклассика, возможно, самый гневный, самый эмоциональный его призыв. Человек, пришедший в большое кино как раз с телевидения, свою ненависть переносит на экран с такой силой, что иным заряда хватило бы на добрый десяток лент. Телевизионное прошлое Люмета словно определяет главный посыл фильма. То, что творит Ховард Бил, мог бы легко повторить любой критик телевидения, его яростные, доходящие до исступления, судорог и обморока "проповеди небесных сфер" не лишены здравомыслящего начала, однако режиссер отлично знает цену подобным "откровениям". Телевидение, хищный и жадный манипулятор, проповедь обращает в шоу, террористические акты - в документальные сериалы, а любые откровения - в звонкую монету. Люди, запустившие эту систему, этой системой стали сами, полностью вытеснили в себе человеческое начало, превратившись в эфирный придаток. И те, кто подобен Дайане Кристенсен, главному и самому отталкивающему демиургу в фильме, уже являются внутренностями бесперебойного механизма, а подобные Ховарду Билу - его глянцевым, сверкающим корпусом. Вот почему можно сказать, что ближе к финалу своего вселенского разоблачения Люмет все-таки оступается, сдает позиции, все же пытается вывести фильм на уровень простых человеческих эмоций. Отношения Дайаны с бывшим руководителем новостей Максом Шумахером кажутся подробными, упрощающими интригу и попросту излишними. Однако в этой круговерти демиургов, названий каналов и гротеска дикое отчаяние уже звучит настолько мощно, в финале достигая апогея, что забивает все лишние ноты. Неудивительно, что после "Телесети" сатира на телевидение выродится в простое зубоскальство. Люмет словно и это предвидел и к 90-м годам полностью выдохся, предпочитая лишь устало повторять самого себя.

Фильм был номинирован на десять "Оскаров" и получил четыре из них: Фэй Данауэй и Нэд Битти как руководители телевизионного балагана и Питер Финч - проповедник Бил - в одной из лучших своих ролей, сыгранной за год до смерти (награда вручена посмертно), а также сценарист Пэдди Чаефски, получивший свой третий - и последний - "Оскар".