
Режиссер: Вим Вендерс
Продюсеры: Крис Севернич, Вим Вендерс
Сценарист: Вим Вендерс
Оператор: Эдвард Лахман
Композитор: Лоран Петитьян
В ролях: Шизу Риу, Вернер Херцог, Яхару Атсута, Крис Маркер
Токио-Га
Tokyo-Ga











Алексей Дубинский
5 мая 2003
"Токио-Га" - признание в любви великого режиссера гениальному. Свое небольшое документальное путешествие к сердцу творчества Ясудзиро Одзу Вендерс по-наивному трогательно помещает внутрь одного из главных творений японского сенсея - "Токио моноготари". Фильм начинается прямо с начальных титров шедевра и открывается первой же сценой, а заканчивается последней сценой - и титрами финальными. Внутри - яркий, цветной набросок современной токийской жизни, рассказ об ушедшей натуре Одзу, интервью с его постоянным исполнителем и постоянным оператором, попытка проникнуть в мастерскую гения. Вендерс дает понять, что новый Токио с его холодными, обезличными красками, флюорисцентными вывесками, шумными развлечениями, праздностью и деловитой будничностью - уже не тот Токио, что в фильмах Одзу, теплый, нежный, очень домашний и родной. Затем режиссер пускается в пространные рассуждения о мире, собственно творчестве Одзу, смысле жизни и прочей метафизике. Словно и не осознает того, что камера способна сказать намного больше; зачем все эти километровые речи, ворох банальностей, попытки словами объяснить, что такое это - кино Ясудзиро Одзу? Ведь подобно кумиру, Вендерс также предлагает свое видение Токио, даже больше - он сам творит свой Токио, перевоссоздает реальность, отбирая из увиденного и запечатленного камерой то, что представляется важным только одному ему. Но вот опять следует новая банальность: "Боюсь, без камеры я бы увидел намного больше". Вендерс рассуждающий не так интересен, как Вендерс созерцающий; к счастью, чем ближе к финалу, тем слов становится все меньше и меньше. Уже позже "Небо над Берлином" немецкий режиссер посвятит трем ангелам кино - Андрею, Ясудзиро и Франсуа. Пока что в "Токио-Га" незримо присутствующего ангела он едва не спугнул - но все обошлось.