Дневник кино
  

Канада - Великобритания - США, 2005, 108 мин.

драма / триллер / детектив

Режиссер: Атом Эгоян

Продюсер: Роберт Лантош

Сценарист: Атом Эгоян

По роману Руперта Холмса Где скрывается правда

Оператор: Пол Сэросси

Композитор: Майкл Дэнна

В ролях: Кевин Бэйкон, Колин Ферт, Элисон Ломан, Соня Беннетт, Рейчел Блэнчард, Кэтрин Уинслоу, Мори Чайкин, Кристин Адамс, Шон Каллен, Жижи Далка, Ребекка Дэвис, Одри Дуайер, Кэйт Хэррелл, Дэвид Хэйман, Арсини Ханжян, Шэннон Лоусон, Дон МакКеллар, Майкл Дж. Рейнолдс, Анна Силк, Ви Вимолмаль

Где скрывается правда

Where the Truth Lies

Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
12 января 2006

В утонченной игре Атома Эгояна «в ретро» слишком много совпадений и роковых случайностей – словно время и пространство заключили пакт о ненападении и позволили главным героям найти выход (каждому свой) в той давней истории, которую они же сами и запутали. Винс и Ленни – святые чудища пуританских 50-х или просто сластолюбивые мерзавцы, перешедшие черту, – в поисках жареных фактов пятнадцатилетней давности честолюбивая Кэрен пытается не столько сотворить сенсацию, сколько разобраться в кумирах своего детства. Но роковые мужчины бледнеют перед роковыми женщинами, которые заполоняют собой все пространство – и Морин, убиенная жертва утех двух комиков, вовсе не безвинная овечка, и Кэрен, когда нужно, ловко представляется Лэнни именем своей подруги (а та, в свою очередь, представляется самой Кэрен), и девушка-актриса, Алиса в Зазеркалье из детского утренника, вовлекает журналистку в рискованный и восхитительный лесбийский акт. Кажется, это Винс и Лэнни плетут интригу из сюжетов прошлого (последний пишет собственную автобиографию, явно полную мистификаций); на деле, их желание упрятать концы в воду не больше, чем попытка замять старую историю.

Кинематографические и культурные реминисценции из «нуаров» и кэрроловских мотивов придают объем непростой и стилистически выдержанной ленте, отдающей прохладной созерцательностью наблюдателя со стороны. Но слишком рано пытаешься определить ее по разряду метафизических притч об относительности истины и непостижимости прошлого, где любая временная дистанция не позволяет не только «большому видеться на расстоянье», но и, напротив, факты реальности основательно перемешивает с мифами и досужими слухами, обретающими со временем статус едва ли не легенды. Очень бойко Кэрен в финале расставляет все точки над i, и не остается никаких сомнений, где на самом деле скрывалась правда. Надеждам на «ложный детектив» в духе антониониевского «Фотоувеличения» не дано сбыться. Притча оборачивается классическим mystery с мотивом «запертой двери» и развязкой едва ли не в духе анекдотического «всех убил дворецкий». Впрочем, финал заставляет обернуться назад и пересмотреть не столько подоплеку событий (выстроенных, надо признать, искусно и прихотливо), сколько отношения Лэнни и Винса – оказывается, перед нами прошла не история вражды, а любви и даже тайной страсти. В итоге, отдаешь должное дуэту Бэйкона и Ферта – мужская дружба, не позволявшая героям утонуть благодаря тесной взаимопомощи даже несмотря на давнюю размолвку, передана убедительно и зримо. Безусловно, это бенефис актерской жизнеспособности в выверенной конструкции хладнокровного интеллектуала.Алексей Дубинский
12 января 2006