Дневник кино
  

США - Великобритания, 1951, 117 мин.

приключенческий

Режиссер: Рауль Уолш

Продюсеры: Джерри Митчелл, Рауль Уолш

Сценаристы: Айван Гофф, Бен Робертс

По роману С. С. Форестера

Оператор: Гай Грин

Композитор: Роберт Фэрнон

В ролях: Грегори Пек, Виржиния Майо, Роберт Битти, Мултри Келсолл, Теренс Морган, Джеймс Кенни, Джеймс Робертсон Джастис, Денис О'Деа, Ричард Херн, Майкл Долан, Стэнли Бэйкер, Алан Тилверн, Алек Манго, Кристофер Ли, Джон Уитти, Майкл Гудлайфф, Юджин Декерс, Ингерборг фон Кассероу, Эми Венесс, Кинастон Ривз, Рональд Адам

Капитан Горацио Хорнблауэр

Captain Horatio Hornblower R.N.

Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
19 ноября 2003

"Капитан Горацио", входящий в комплект классических голливудских грёз, при ближайшем рассмотрении оказывается рядовым приключенческим фильмом, не выдерживающим сравнения с подлинной классикой жанра - например, с "Морским ястребом" или "Капитаном Бладом". Режиссерская манера Рауля Уолша зачастую была такова - и этот фильм не исключение, - что вместо одной связной истории он предпочитал нанизывать на живую нитку разнородные фрагменты. Здесь мы получаем набор рассказов из жития Хорнблауэра - и ничего больше. Иные батальные сцены способны и по сей день восхищать, но другие эпизоды (например, захват фрегата в Голландии) с высоты полувека кажутся чрезмерно наивными, годными лишь для телесериалов.

Тем не менее, прелесть "Горацио" в главном исполнителе. Грегори Пеку эта роль досталась после того, как компания Warner Bros. сочла перезревшим для Хорнблаэура главную на тот момент звезду костюмного кино Эррола Флинна (не исключено, что решающую роль сыграли и вечные конфликты звезды с руководством компании). Очевидно, что блистательный Пек был создан для фильмов на современном материале, и нередко мундир капитана начала XIX столетия на нем кажется чужеродным элементом. И все же именно Пеку с его деликатностью и уравновешенностью, его нелюбовью к излишней броскости (чем как раз отличался Флинн) удалось сыграть легендарного человека, а не легендарного героя. Подобная замена кажется символичной - на смену залихватским подвигам Голливуд постепенно продвигал истории, исполненные негромкого человеческого обаяния. Вот и любви капитана Хорацио и леди Барбары Уэллезли уже мешает не то, что она отдана другому, а то, что он женат и не способен нарушить клятву верности; сложно представить, как смог бы такое сыграть непомерный голливудский дон-жуан Эррол Флинн.