Дневник кино
  

США, 2006, 84 мин.

комедия

Режиссер: Ларри Чарлз

Продюсеры: Саша Бэрон Коэн, Джэй Роач

Сценаристы: Саша Бэрон Коэн, Энтони Хайнс, Питер Бэйнхэм, Дэн Мэйзер

Операторы: Люк Гейссбюхлер, Энтони Хэрдуик

Композитор: Эрран Бэрон Коэн

В ролях: Саша Бэрон Коэн, Кен Давитян, Луэнель, Памела Андерсон, Боб Бэрр, Алан Кейс, Бобби Роу, Мэриам Беар, Спиреа Чьоробеа, Джейк Ллойд, Майкл Пшеничка, Джим Селл, Линда Стейн, Ларри Уокер

Борат

Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan

Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
26 января 2007

Нравится нам это или нет, но путешествие казахского Кандида «средь райских кущ земли обетованной» – самая смешная, самая многоплановая и самая умная комедия, как минимум, последних двадцати лет. Мастерское надругательство и над Америкой, как идеальным образом такого всемирного плавильного котла, и человечеством вообще с его социальными, политическими и религиозными предрассудками, и даже над самим кино – псевдо-документальная манера съемок с ручной камерой высмеивает даже не конкретные образцы, а сразу всю современную киностилистику злободневного и ангажированного. Весь же эпатаж ленты и низовой юмор, вопреки мнению ревнителей тонкого вкуса, не имеет никакого отношения к дурным американским комедиям «про туалет», а сделан по-другому, работает по-другому и, в конечном счете, преследует совершенно другие цели. И когда Борат путает в ванной раковину с соседним предметом, мы понимаем, что это не «сортирная» острота, а точная издевка – не над казахами (они зря обижались) и не над американцами, а над стереотипами нашего же мышления, когда мы в своем недалеком представлении о разности культур и менталитетов заходим, порой, очень далеко. А Саша Бэрон Коэн в своем комедийном методе зашел гораздо дальше самых злых и радикальных острословов, все равно работающих с комическим традиционно, по старинке, – он буквально открыл действенную формулу не юмора, а того, что можно назвать «рядом с юмором». Любая шутка или каламбур работает с ассоциативным восприятием; шутки Коэна намеренно перпендикулярны любым ассоциациям, из них выветрены намеки и подтексты, они прямолинейны и подобны простодушию ребенка. И как любая детская непосредственная реакция на мир и окружающих, они работают только в сочетанию с взрослой серьезностью. Это метод Коэн мастерски довел в своих телевизионных скетчах, когда его выдержанные, политкорректные собеседники, судя по всему, слабо представлявшие, с кем имеют дело, лезли на стенку от наивного напора кретина, который то представал рэппером Али Джи, то – казахом с ужаснейшим акцентом. Удивительным образом метод, казалось бы, естественный лишь для телевизионного формата, безупречно вписался в рамки кинофильма; анекдот, растянутый на полтора часа, не утратил «соль». И вот самое обычное, совершенно несмешное, увиденное глазами идиота, здесь становится таким же идиотским – и вовсе не потому, что было идиотом подано, а потому что родилось из очередной человеческой глупости. Так что невероятный успех фильма в прокате пугает своей неожиданностью – впору было ждать провала и тотальной обструкции. Неужели мы учимся смотреться в зеркало?