Дневник кино
  

Россия, 2002

драма / криминальный / боевик / сериал

Режиссер: Алексей Сидоров

Продюсеры: Анатолий Сивушов, Александр Иншаков, Валерий Тодоровский, Александр Акопов

Сценаристы: Игорь Порублев, Алексей Сидоров, Александр Велединский

Оператор: Юрий Райский

Композитор: Алексей Шелыгин

В ролях: Сергей Безруков, Павел Майков, Дмитрий Дюжев, Владимир Вдовиченков, Екатерина Гусева, Андрей Панин, Алексей Кравченко, Елена Панова, Валентина Теличкина, Сергей Апрельский, Фархад Махмудов, Александр Иншаков, Николай Еременко, Дарья Повереннова, Ян Цапник, Светлана Чуйкина, Владимир Довжик, Александр Фастовский, Петр Меркурьев, Валерий Трошин, Мария Аронова, Мария Порошина, Анатолий Белый, Александра Назарова, Леонид Куравлев, Анатолий Вайзман, Даниил Страхов, Александр Высоковский, Али Мухаммад, Констанин Спасский, Николай Лещуков, Сергей Рубеко, Александр Белявский, Михаил Жигалов, Ходжа Дурди Нарлиев, Яна Николаева, Алла Мещерякова, Игорь Виноградов, Александра Буданова, Филипп Феоктистов, Виктор Павлов, Дмитрий Гуменецкий, Сергей Гармаш

Бригада

Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
1 апреля 2003

Феноменальный успех Бригады на ТВ (за полгода - четыре показа подряд) - заслуга, прежде всего, не режиссерская, актерская или продюсерская, а сценарная. В подобных проектах, конечно, самое главное поймать сюжетную формулу, тот стержень (научно выражаясь, архетип), на который обычно нанизываются "новые платья" - оригинальные имена, место действия, отдельные более-менее незашоренные коллизии. В этом отношении прямым предшественником Бригады я бы назвал бесконечных гардемаринов; придумали же там привить Трех мушкетеров к российской истории - получилось в высшей степени удачно.

В случае с Бригадой таким стержнем обычно называют самые известные гангстерские саги - Однажды в Америке и Крестного отца. Авторы нисколько не скрывали, что лавры Копполы и Леоне и на них смотрелись бы неплохо. По чуть-чуть Бригада откусывает то от одного пирога, то от другого. Но это еще не все.

Как не хотелось бы нам в пику бесконечным (и надоевшим до зубного скрежета) сериалам о благородных ментах получить свой криминальный эпос, в России невозможно таковой создать в принципе. Белый, Космос, Пчёла и Фил, конечно, организованная преступность, и свои люди в милиции у них, и с политиками на одной ноге, и командой своей могут похвастаться - от рядовых пехотинцев до киллеров-одиночек. Но, как ни крути, не чувствуется в этом эпического размаха клана Корлеоне или мощного дыхания разветвленных мафиозных кланов 30-40-х. Что же получается, бандита на экране мы показать можем, а большую мафию - нет? Видимо, так. И проблема здесь не в авторском просчете, неумении сценариста показать настоящий масштаб наших "братков", а, в том, что любой рассказ о мафии у нас неотделим от рассказа о самой стране.

В течение первых серий долгое время задаешься неудобным вопросом - а как, собственно говоря, Саше Белому и его друзьям вообще удалось взлететь так высоко от простой криминальной шелупони до весьма респектабельных и авторитетных бандитов, ни в тюрьме при этом не посидев, ни очков не заработав большим количеством трудовых лет? Ответ приходит очень скоро. Появляется он вместе с героем Алексея Кравченко, весьма странного ФСБ-шника, явно не замыкающего на себе начальственную пирамиду, но и обладающего при этом весьма обширными полномочиями. Этот государственный человек ловко ставит действия Белого на колеса правительственного интереса, двигая Сашей как пешкой, заставляя поступать в соответствии с нуждами Верховного совета. Отсюда и вывод делаешь весьма нелестный - вот откуда у сравнительно молодого Белого и независимость, и богатство, и необходимый масштаб. Пешка очень скоро откажется сотрудничать, но для этого ей придется перейти от черных к белым - и вот уже другой член правительства (Александр Белявский) вступает в игру. Под конец пешке надоест быть пешкой, и она полезет в короли. Не удивительно, что депутатом Госдумы Саше довелось побывать всего одну серию - сразу встык идет трагическая развязка.

Тут напрашивается прямая параллель с не шибко удачным фильмом Павла Лунгина Олигарх - там тоже хорошо было показано, как способно государство обломать рога людям куда более значительным и могущественным, чем мафиозник Белый.

Вот и сформировалась основная идея сериала, постоянно идущая вторым планом, но, по сути, являющаяся главным его двигателем. Маленькие девочки и мальчики могут, конечно, видеть в фильме одного лишь Сергея Безрукова. Зрители постарше наверняка поймут, что за лихим приключенческим действом нам вновь рассказали о нашем времени.

Временные приметы просачиваются в кадр как бы фоном, походя, ненавязчиво, но при этом создавая необходимый исторический колорит. И становится очевидным, что судьба Сашиной бригады разворачивается в полном соответствии с новейшей историей государства Российского. Это дон Корлеоне мог десятилетиями существовать вне времени и политической ситуации Америки; в России такое невозможно. Не бригада развивается - это сами История и Государство движут судьбами маленьких людей, даже если они возомнили себя королями.