Дневник кино
  

Россия, 2003, 110 мин.

драма / криминальный

Режиссер: Петр Буслов

Продюсеры: Сергей Члиянц, Сергей Сельянов

Сценаристы: Денис Родимин, Петр Буслов

Оператор: Даниил Гуревич

Композитор: Сергей Шнуров

В ролях: Максим Коновалов, Сергей Горобченко, Владимир Вдовиченков, Андрей Мерзликин, Яна Шивкова, Людмила Полякова, Анастасия Сапожникова, Василий Седых, Евгений Крайнов, Алексей Зайцев, Виталий Альшанский, Олег Семисотов, Михаил Лукашов,Филипп Рыба, Алексей Ошурков, Анатолий Кощеев

Бумер

Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
9 августа 2003

Сюжет фильма прост, и пересказывать его, в общем-то, бесполезно. Там событий много, а вот единой, стержневой интриги как бы не найти. Кто-то сказал бы - сценарная недоработка, я отвечу - как посмотреть, по мне, так просто законы жанра своё взяли, ведь бессистемность и бессвязность большинства путешествий (особенно в никуда) налицо. Роуд-муви - американское жанровое образование, но его праоснову еще в русских былинах найти можно. Куда уж ближе к жанру - налево пойдешь, хорошего не найдешь, направо пойдешь - в западню попадешь, зато прямая дорога - самая верная по пути к Создателю. А если к реке прижмут, как говаривал Михалков в небезызвестном фильме, всем нам крышка.

То, что снял только-только вылупившийся режиссер Буслов, лишь приблизительно можно обозначить как традиционный бандитский фильм. На деле, та же былина, только действующие лица на сей раз вписаны не в условную старину, а в безусловную современность. Но все осталось прежним - хоть богатырей в этот раз четверо, а не трое, вместо щитов-мечей у них бита да "плетки", а гнедых им заменил сами знаете что. "Бумер", кстати, машина немецкая, так что могут радоваться антизападники - вот мораль: вражья "тачка" русских парней не туда завела.

Околокиношный бум вокруг фильма примечателен - он еще на экраны не вышел, а его уже шедевром объявили. Причем, птице-тройке, то бишь, "бумеру", старательно пару ищут, где только можно. Но искателей вечно в сторону заносит - если Вдовиченков и четыре героя, то обязательно "Бригада", если Москва плюс дорога - "Апрель", если модный саундтрек Шнурова - значит, "Брат-2". Видимо, сравнительный анализ входит не только в обязательный набор пиар-акций, но и критическое мышление рецензентов. Однако если так хочется параллелей и антиномий, главным полюсом "Бумера" я бы назвал популярную ленту Руслана Бальтцера "Даже не думай!". Все, казалось бы, один к одному - и режиссерский дебют, и друзей четверо, и бесшабашная их смелость идти напролом, и какой-то бычий напор. Но при этом, у Бальтцера все по-другому - это такая модно-клипово-постмодернистки-стебная солянка, куда дорвавшийся до кино дебютант напихал все подряд - от комиксов до фантастики. И разборки там ненастоящие, и повороты сюжетные экстравагантные, и ребята как на подбор симпатичные.

Заслуга Петра Буслова в том, что он намерено уходит от модной клиповой эстетики. Никакого рваного монтажа, никаких операторских заморочек, ничего и близко не лежавшего к обычному цитатному стебу. Юмор есть, конечно же, но как в любом на серьезность претендующем фильме в каждой шутке - лишь доля шутки. Дальше правда идет и мораль в жесткой привязке. При этом, не простая схематичная, мол, нехорошо убивать-грабить, а все по-честному - животный, грязный реализм, до натурализма доходящий. Это у Бальтцера если по голове бутылкой бьют, рисованный "бам" появляется, а в "Бумере" Ошпаренному в живот отверткой ударили, и нам его рану сверхкрупным планом показывают - не по себе становится. Бальтцер считает, что беспредельщиком быть весело, Буслов показывает, чем обычно заканчивается веселье.

Мы героям сочувствуем, потому что они герои. Продюсеры сколь угодно могут уверять, что не бандиты они вовсе, а простые нормальные пацаны, и само кино - про силу обстоятельств. Знаем мы эти обстоятельства. Да, не бандиты, да, пацаны. Но при этом - обычные беспредельщики, как и любой богатырь русский, ощущающие в себе силу и лихость беспредельную, в малой дружбе с разумом. Вот типичный беспредел - Рама колесо меняет, Кот его спрашивает: "Ты что, шину заклеил? - Ага, всю ночь клеил. А утром хозяин клея придет". В таком мире "по понятиям" не проживешь - либо отменяешь правила вместе со всеми, либо живешь не дольше бабочки.

Но режиссер дальше идет - а что, собственно, в России не беспредельно? Она действительно былинная получилась, сказовая. Края и границы - беспредельны, степи бесконечны, люди из глубинки в себе такие глубины скрывают, что не снились западному обывателю. Каждый бандит - Добрыня, каждый бизнесмен - Муромец, за каждым постом ГАИ Соловей-разбойник скрывается. Россия умудряется вбирать в себя не только людей, поглощая их разум собственной пустотой, но и перестраивать на свой лад все, что попадает к ней "оттуда" - заграничный "бумер" по колдобинам и ухабам добирается до самого финала вопреки всем "понятиям", а сотовый телефон трезвонит столько, сколько хочет, вопреки всем аккумуляторам.

Режиссер отлично знает, как должны действовать дороги и пейзажи. Как логично должна развиваться одиссея затравленных пацанов. Как в конце все полягут в перестрелке. Он показывает это непринужденно и легко, без неприятного созерцательного отстранения, но предельно жестко. Так что робкая надежда есть, что герои "Бумера" останутся лишь героями, и не станут кумирами. А фильм со временем поутратит свою актуальность - не художественную, но жизненную.