Дневник кино
  

США, 1973, 110 мин.

драма / криминальный

Режиссер: Мартин Скорсезе

Продюсер: Джонатан Т. Тэплин

Сценаристы: Мартин Скорсезе, Мардик Мартин

По сюжету Мартина Скорсезе

Оператор: Кент Уэйкфорд

Композиторы: Эрик Клэптон, Берт Холланд, Мик Джаггер, Кейт Ричардс

В ролях: Харви Кейтел, Роберт Де Ниро, Дэвид Провал, Эми Робинсон, Ричард Романус, Цезар Данова, Виктор Арго, Джордж Меммоли, Ленни Скалетта, Джанин Белл, Мюррей Мостон, Дэвид Каррадайн, Роберт Каррадайн, Д'Митч Дэвис, Роберт Уайлдер, Кен Синклэр, Лоис Уолден, Гарри Нортап, Дино Серагуза, Питер Фэйн, Джули Энделман, Джейми Алба, Кен Константин, Никки «Эк» Акуилино, Б. Митчелл Рид

Злые улицы

Mean Streets

Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
20 августа 2003

После просмотра запоминается почему-то, что Джонни не просто друг, но брат Чарли - настолько пристально тот заботится о нем и опекает. Но родственные чувства здесь не при чем, если бы в них и было все дело. В третьей полнометражной ленте и первой, ставшей шедевром, на примере серии бытовых зарисовок о нескольких мелкотравчатых бандитах из "маленькой Италии" Скорсезе рассуждает о пороке и благости, грехе и добродетели. Чарли исправно посещает церковь, поклоняется Франциску Азисскому и читает предписанное священником количество молитв. Но с каждой минутой, с каждой очередной попойкой, с каждой новой дракой его взаимоотношения с Господом претерпевают странные метаморфозы. "Я взыскал наказания, Господи, и вот ты мне его послал", - рассуждает Чарли, глядя на ухмыляющуюся физиономию приближающегося Джонни. Маленький чертенок, существо без царя в голове, оторванный от реальности дружок переворачивает его жизнь. И постепенно становится ясно, что нет никакого Джонни, нет ни Терезы, ни Майкла или Тони - есть только Чарли с окружающими его пороками и его собственным отчаянным желанием непременно остаться на плаву. И чем дальше, тем сильней добродетели героя противопоставляется вещь совершенно немыслимая - его же святость. Настоящая респектабельность - это церковь, десять раз прочитанная "Аве Мария", правильный образ жизни, умение не водиться с отребьем и избегать неприятностей. Святость Чарли - его личная вера, забота о ближнем, постоянное присутствие в центре меж двух дерущихся, его любовь к Терезе и желание спасти Джонни; в конце концов, это финальная авария, перечеркивающая его будущее.

Скорсезе остро чувствует, что между двумя внешне схожими понятиями лежит огромный водораздел. И чтобы злые улицы казались не только улицами, каждый бар, каждую забегаловку и подвал режиссер заливает красным сумрачным цветом - перед нами то ли метафора чистилища, в которое, безо всякой надежды на движение вперед, помещены герои, то ли своеобразная фотолаборатория, где, словно негатив, высвечивается душа любого персонажа. В своем таком простом с виду гангстерском фильме (хотя, не гангстерском вовсе) Скорсезе достигает запредельных высот. Не удивительно, что в отличие от Копполы или Де Палмы, он долго еще отказывался эксплуатировать тему, лишь спустя 17 лет сняв очередную историю о заплутавших гангстерских душах - Хорошие парни, неплохой фильм, но лишенный того же художественного уровня.