Дневник кино
  

Италия, 1977, 120 мин.

драма / криминальный

Режиссер: Дамиано Дамиани

Продюсеры: Аурелио Де Лаурентис, Луиджи Де Лаурентис

Сценаристы: Никола Бадалукко, Дамиано Дамиани

Оператор: Луиджи Кувейллер

Композитор: Риц Ортолани

В ролях: Джан Мария Волонте, Эрланд Йозефсон, Марио Адорф, Анжелика Ипполито, Бруно Кораццари, Рино Сентьери, Джорджио Черони, Паола Ардуини, Лаура Троттер, Лаура Де Марчи, Паоло Малько, Раффаэле Ди Марио, Альдо Валлетти, Серджио Серафини, Франческо Д'Адда, Альдо Фарина, Джузеппе Фацио, Клаудио Зуккет, Лючиано Росси

Я боюсь

Io ho paura

Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
6 марта 2007

Забытый, обделенный наградами и вниманием, оставшийся в тени, особенно в свете других, более именитых работ режиссера, этот триллер Дамиано Дамиани, безусловно, один из лучших в его продолжительной карьере. Дамиани, сделавший имя серией разоблачительных фильмов о мафии, въевшейся во все поры итальянского общества, практически отказывается здесь от конкретных названий зловещих сил, что сдавили тесным обручем всю страну и каждого человека, – мы услышим про мафию, экстремистов, фашистов и коммунистов, но все эти слова намеренно звучат по касательной. Режиссер прав – неважно, кто фактически заставляет простого человека ежедневно жить в страхе; важно, что ежеминутный, ежесекундный его ужас перед реальностью порожден неведомыми и обезличенными, а потому всесильными демиургами. В истории про страх как нигде еще можно избежать стереотипов. Режиссер рисует не идеальных героев, а, напротив, подверженных страстям, слабостям и заблуждениям, и чем дальше, тем менее привлекательными они кажутся, но тем более испытываешь острую боль за их судьбу. Бригадир Грациано – это еще не благородный и бесстрашный (потому, бесплотный и безжизненный) комиссар Каттани; он маленький винтик в большой системе, мечтающий, чтобы его оставили в покое. Бескомпромиссный судья Канчедда оборачивается наивным мечтателем, в его устах рассуждения о справедливости и цивилизованности звучат набором идеалистических абстракций. Обоим предстоит погрязнуть в сомнениях и собственной друг к другу подозрительности. И наоборот, зло, персонифицированное в лице судьи Мозера, выглядит обаятельным, бесконечно импозантным (Марио Адорф в одной из самых «фактурных» своих ролей), уверенным и не сомневающимся. Повторяющийся кошмар Грациано подобен дурному сну – в какой-то момент повествование становится зыбким, лишенным отчетливых контуров, от этого победа бригадира, казалось бы, нашедшего выход из тупика, кажется мнимой; еще до финальной автоматной очереди мы поймем, какая развязка ждет человека, который боится.