Дневник кино
  

США, 2004, 96 мин.

триллер / хоррор

Режиссер: Дэвид Коэпп

Продюсер: Гэйвин Полон

Сценарист: Дэвид Коэпп

По новелле Стивена Кинга Секретное окно, секретный сад

Оператор: Фред Мерфи

Композиторы: Филип Глас, Джефф Занелли

В ролях: Джонни Депп, Джон Туртурро, Мария Белло, Тимоти Хаттон, Чарлз С. Даттон, Лен Кариу, Джоан Хейни, Джон Данн-Хилл, Власта Врана, Мэтт Холланд, Джиллиан Феррабе, Бронвин Мэнтел, Элизабет Марло, Кайл Эллатт, Ричард Джатрас, Кевин Вудхауз, Вито ДеФилиппо, Сара Аллен

Тайное окно

Secret Window

Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
19 апреля 2004

Расхождение двух финалов злосчастного рассказа в этой истории становится краеугольным камнем. Так же принципиальны отличия финалов ленты Дэвида Коэппа и новеллы Стивена Кинга "Секретное окно, секретный сад", легшей в основу фильма. Каждый прошелся по своей, ему ведомой территории, и упреки режиссера в том, что он, дескать, не сохранил дух и букву, кажутся необоснованными.

Кинга заботит территория писательства: а ну как перманентный создатель литературных ужастиков однажды сбрендит и перестанет различать, где вымысел, а где реальность. Героями-невротиками подобных кинговских опусов всегда становились сочинители бульварных книжек; Рейни из "Секретного окна", равно как и Шелдона из "Мизери" или героя "Темной половины" можно назвать своеобразным писательским альтер-эго. Но честное слово, странно даже думать, что Кинг действительно так отчаянно ковыряется в своем подсознании, едва ли не переживая тот кошмар, который переживают его персонажи. Если вам покажется, что, сочиняя страшную сказку ребенку на ночь, вы при этом заглядываете в бездну, очнитесь - Кинг морочит вам голову.

Для Коэппа, автора "Эффекта спускового крючка" и "Отзвуков эха", важней другое - что станет делать обычный человек, если окажется в кардинально необычной ситуации. Писатель у Коэппа фигура номинальная. Просто Кинг пытается размышлять о темной стороне литературного творчества, а Коэпп предлагает взглянуть на то, как творчество способно воздействовать на жизнь. У Кинга одержимый комплексами и неврозами автор, навсегда поселившийся на темной стороне своих творений; у Коэпп - просто человек с отъехавшей крышей, лишь по стечению обстоятельств являющийся писателем; но, как известно, для безумных фантазий бумага не нужна.

И не стоит ругать режиссера, что ему оказалось интересней не то, что интересно Кингу. По-моему, история Коэппа не менее занятна, чем новелла Кинга. Хуже другое: плавное течение триллера меняется на столь лихорадочный, рваный и откровенно смазанный финал, приклеенный ко всему действию настолько неуклюже, что в него просто не верится. С композицией здесь определенные нелады; после шока неожиданности надо бы признавать право автора на подобные сюжетные кульбиты, но здесь хочется задать лишь один вопрос - с чего бы вдруг?

В общем, можно, конечно, слегка стянуть идею у "Сердца Ангела"; можно заставить Джонни Деппа сыграть роковое перерождение; можно даже под конец разразиться саркастическим смехом. Но нельзя так халтурно относится к своему произведению и к зрителю. Ведь если вспомнить, даже неудачная "Темная половина" Джорджа Ромеро была намного честнее и продуманней, потому что не нарушала в открытую правила игры.