
Режиссер: Мартин Скорсезе
Продюсеры: Сэнди Климан, Леонардо ДиКаприо, Грэм Кинг, Чарлз Эванс-мл., Майкл Мэнн
Сценарист: Джон Логан
Оператор: Роберт Ричардсон
Композитор: Ховард Шор
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кэйт Бланшетт, Кэйт Бекинсэйл, Адам Скотт, Джуд Лоу, Джон С. Рейли, Келли Гарнер, Алек Болдуин, Гвен Стефани, Йан Холм, Алан Элда, Гэйвин Блэк, Эмма Кэмпбелл, Джо Кобден, Фрэнсис Конрой, Уиллем Дэфо, Джейкоб Дэвич, Элизабет ДеЧикко, Стефан Демерс, Стэнли ДеСантис, Эл Дюбуа, Меган Элизабет, Тревор Хэйс, Харрисон Хелд, Сэм Хеннингс, Мэтт Росс, Эдвард Херрманн, Артур Холден, Дэнни Хьюстон, Винсент Лареска
Авиатор
Aviator, The











Алексей Дубинский
3 февраля 2005
История голливудского идола – не столько посвящение великому передовику кино и самолетостроения, сколько метафора вечной режиссерской одержимости, в которой, как в зеркале, ощутимы очертания и Мартина Скорсезе, и еще пары десятков гениев-перфекционистов, годами готовых преодолевать земное притяжение ценой миллионов долларов и собственной жизни. Собственно, Ховард Хьюз – только повод в очередной раз провести вертикаль между Землей и Небом и увидеть мир с одного лишь ракурса – сверхдальнего. Не случайно, первая половина фильма, представляющая причудливый, иллюзорный Голливуд 30-40-х, легка и воздушна, словно личный самолет самого Хьюза, избавившегося от лишней пары крыльев. Зато вторая, после крушения, в которой герой на время теряет способность летать и вынужден передвигаться, тяжело опираясь на трость, громоздка и тяжеловесна, подобно гиганту, построенному им в недрах авиакомпании. И точно так же Скорсезе, как и Хьюзу, под самый финал удается поднять гиганта (фильм с забегом в три часа) в воздух, вновь одолевая силу притяжения. Внутри – все фикция, иллюзия, самоценная настолько, что ради нее можно жить, ее оттачивать до чистоты, до блеска (настойчиво педалируемая психическая травма Хьюза, полученная в детстве), до полной сглаженности швов (сцена с конструированием самолета), до амбициозной попытки убедить в ней всех и каждого (стремление Хьюза поднять в небо всю Америку на самолетах своей компании). В этой иллюзии условностью оказывается все – от реально случившихся событий до приблизительной имитации голливудских небожителей прошлого в их экранном воплощении (Бланшетт столь же далека от Хэпберн, как Бэкинсейл – от Авы Гарднер, а Джуд Лоу – от Эрролла Флинна). Авиатор - итоговый фильм мудреца, познавшего, что кино – метафора, полет – метафора и случившиеся «Оскары» - тоже метафора. Метафора жизни в вечном конфликте с притяжением.