
Режиссер: Тони Кэй
Продюсеры: Джон Моррисси, Дэвид МакКенна
Сценарист: Дэвид МакКенна
Оператор: Тони Кэй
Композитор: Энн Дадли
В ролях: Эдвард Нортон, Эдвард Ферлонг, Беверли Д'Анджело, Файруза Балк, Дженнифер Лин, Итан Сапли, Эвери Брукс, Эллиотт Гулд, Стэйси Кич, Уильям Расс, Гай Торри, Джозеф Кортезе, Джейсон Боуз Смит, Антонио Дэвид Лайонс, Алекс Сол, Киран Маликки-Санчес, Джузеппе Эндрюс, Мишель Кристин Уайт, Джонатан Фаулер-мл., Кристофер Мастерсон, Николас Р. Олесон, Джордан Мэрдер, Пол Ле Мэт, Томас Л. Беллиссимо, Чериш Ли, Сэм Влаос, Тара Блэнчард, Энн Лэмбтон, Стив Уолфорд, Ричард Нойс, Дансо Гордон, Джим Нортон, Дэвид Басалто, Алексис Роуз Коэн, Кьянте Элам, Пол Хопкинс, Кейт Одетт, Пол И. Шорт, Найджел Мигель
Американская история Х
American History X











Алексей Дубинский
9 апреля 2003
Американская история Икс - если не из лучших, то уж точно одна из самых скандальных лент 1998 года. Причем, после ее просмотра остается ощущение, что масштаб устроенного обидчивым режиссером-дебютантом скандала, мягко говоря, не соответсвует самой ленте, являющейся вполне традиционной для Голливуда драмой, которая берется обсуждать проблему расизма. И Тони Кэй, на протяжении года таскавший руководство производящей кинокомпании по судам, как раз заверял, что исходный оригинальный замысел был им, этим руководством, кровожадно погублен на стадии завершения съемок и монтажа. Якобы возросший буквально за два-три года авторитет Эдварда Нортона позволил актеру перетянуть одеяло на себя, а довольно острые идеи постановщика, не с такой уж однозначностью осуждающие расистские взгляды, были намеренно сглажены и приведены в стандарт с общими правилами политкорректности. Нортону ничего не оставалось, как уверять прессу, что Тони Кэю просто хотелось любым способом привлечь к себе внимание.
Фильм кажется невероятно прямолинейным в своем дискуссионном начале, однако порой видны швы запрограмированной режиссером неоднозначности. С одной стороны, действительно - все люди братья, расизм это плохо, а пожилой фашиствующий журналюга, подбивающий молодежь сбиваться в стайки а-ля ку-клукс-клан, должен получить по заслугам. Негров обижать не следует, они тоже люди, что подтверждают директор школы и болтливый, но добродушный сокамерник Дерека. С другой стороны, отморозки, пытавшиеся пристрелить Дерека из-за того, что тот просто попер их с баскетбольной площадки, и малолетний щенок, в конце расстрелявший обидевшего его Дэнни, невольно заставят зрителя подумать, что Америке действительно лучше быть белой страной. Тут уж не поможет стандартное утверждение, что, мол, у каждой расы есть свои герои и свои негодяи.
Натягивание нестандартного решения на стальной каркас политкорректности (или наоборот, кому как покажется) приводит к весьма забавным драматургическим казусам. Названный единственным светлым местом фильма, номинированный на "Оскар" и повсеместно расхваливаемый Эдвард Нортон, который умудряется выбирать роли таким образом, что ни разу не повторяется, все же играет (пусть и отлично) двух абсолютно разных людей. Подружившийся с черным работником тюремной прачечной Дерек Виньярд - совсем не тот хладнокровный Дерек, что садистским образом расправляется со своими обидчиками. Даже если человек меняет свои взгляды и убеждения, с ним вряд ли может случиться такая разительная перемена. А финальная гибель Дэнни вместо сопереживания подсказывает лишь абсолютно идентичную аналогию с "Маленькой Одессой", где Эдвард Фурлонг также играл героя, вынужденного расплатиться жизнью за грехи своего старшего брата.
Американская история Икс - вовсе не та "сильная, значительная драма", о которой твердят поклонники. Фильм действительно может считаться неудачей, тем не менее, он вполне годится для того, чтобы рекомендовать его к обязательному просмотру. Будет хороший повод оглянуться потом по сторонам и сделать свой вывод, кто "брат" тебе, а кто - "гнида черножопая".