Дневник кино
  

США, 2003, 125 мин.

комедия / фантазия

Режиссер: Тим Бертон

Продюсеры: Брюс Коэн, Дэн Джинкс, Ричард Д. Занук

Сценарист: Джон Аугуст

По роману Дэниэлла Уолласа Крупная рыба: роман вымышленных приключений

Оператор: Филипп Руссело

Композитор: Дэнни Элфман

В ролях: Юэн МакГрегор, Альберт Финни, Джессика Лэнг, Билли Крадап, Элисон Ломан, Хелена Бонэм Картер, Марион Котийар, Дэнни ДеВито, Стив Бусеми, Роберт Гийом, Мэттью МакГрори, Дэвид Денман, Мисси Пайл, Лоудон Уэйнрайт III, Ада Тай, Арлен Тай, Дип Рой, Перри Уолстон, Хэйли Энн Нелсон, Грэйсон Стоун, Р. Кейт Харрис, Карла Дроге, Захари Гарднер, Дэррелл Вэнтерпул, Дестини Майли Сайрус, Чарлз МакЛоухорн, Дон Янг, Карлос Уолкс, Джейк Брэйк, Джозеф Хамфри, Морган Грэйс Джэрретт, Сэлли Хедрик, Фрэнк Хойт Тэйлор, Саванна Джеймс, Билли Редден, Джеймс ДеФорест Паркер, Расселл Ходгкинсон, Джэйн Морган, Дэвид Рэмси, Грег Хон, Зак Хэннер, Джордж МакАртур, Джефф Кэмпбелл, Лоуренс Сиккмон, Бонни Джонсон, Ховард Хьюстон-мл., Джоанн Пэнкоу, Тревор Гэгнон, Джейкоб Рэдфорд, Кэти Берри, Джон Фьюгейт, Дэниэл Уоллас, Метц Дьютс, Винсент Дж. Ибернас, Бэрри С. Харвард, Эдвард Олдэг, Алан Роулинс, Бевин Кэй, Джонатан Кэстил, Джон Лоуэлл, Марк МаркУортер, Гэри Ньютон (голос), Брюс Сноудон

Крупная рыба

Big Fish

Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
24 марта 2004

Все-таки хорошо, что эта лента не досталась Стивену Спилбергу. Книга Уолласа, конечно, абсолютно спилберговский материал, но, думаю, еще раз, по двадцатому кругу, мы увидели бы историю ребенка, зачарованно играющего в свои выдумки. По счастью, проект достался Тим Бертону, постановщику, для которого ворох забавных басен (порой, с довольно плоским юмором, порой, в духе пародийных скетчей Мэла Брукса или братьев Цукеров) нужен не как самоцель, а как стартовая площадка для создания еще одной яркой формы.

Сними Тим Бертон этот фильм на пару лет раньше, до Планеты обезьян и Сонной лощины, и, подсчитав всего его ленты, Крупную рыбу можно было бы назвать его личными 8 1/2. Потому что подобно неуемному фантазеру Феллини (тут как раз уместно вспомнить его Амаркорд, где герои только и делали, что придумывали необычные байки, в пику зловещей реальности), эту ленту Бертон снимает не про какого-то Эдварда Блума, не про героя романа Дэниэла Уолласа, а про самого себя. Бертоновский Блум - вечный постановщик большого феерического шоу, человек, понимающий и представляющий реальность исключительно по-своему, не желающий мириться с обыденностью и серостью окружающего мира, и потому, как и следует талантливому демиургу, перекраивающий мир на свой лад. Понять, что жить гораздо увлекательней, имея блумовские фантазии, что отец не простой эксапист, скрывающийся от бремени ежедневных забот, не может разве что Уилл, по иронии судьбы, довольно вульгарным образом перенявший отцовский дар - он стал журналистом. А между прочим, именно невероятная энергия Эдварда всю его сознательную жизнь делала этот мир только лучше (подумалось, что Эдвард - такой мужской вариант Амели Пулен).

Но Блум, как и сам Бертон, прежде всего, не простой рассказчик, способный увлечь своими историями; Блум, прежде всего, творец формы рассказа, ему важно максимально зримо представить не столько что происходит, а именно как это происходит. Неудивительно, что год за годом он достает друзей и родственников одними и теми же небылицами: ему важно не просто скормить очередную байку, а представить ее в самых мельчайших подробностях; так режиссер может раз за разом оттачивать один и тот же кадр, один и тот же эпизод, добиваясь безупречного эффекта.

Неудивительно, что в сценах с прикованным к постели Блумом Тим Бертон намеренно гонит те сочные краски, которыми были расписаны эпизоды с приключениями главного героя. Окруженный людьми, которых уже достали его сказки, Блум - а с ним и Бертон - не видит ничего интересного; на это работает вся актерская команда: и Крадап, и Лэнг, и Котийар - все они нарочно выглядят блеклыми, практически бесцветными на фоне совершенно ренессансного Альберта Финни, со вкусом и огромным удовольствием разыгрывающего роль неугомонного мечтателя.

Увы, очевидным проколом Бертона кажется выбранный на главную роль Юэн МакГрегор, совершенно не подходящий ни типажно, ни по своей психофизике. Актер, с блеском справляющийся с ролями амбивалентных, порочных и в своих грехах заземленных героев, никак не может убедить, что ему по зубам образ чистого, светлого романтика, ребенка по своей сути. Каким-то образом он еще смотрится в Мулен Руже!, но совсем не вписывается в бертоновскую эстетику лучезарной иллюзии. Наверное, режиссеру следовало пригласить своего любимого Джонни Деппа - ведь уже однажды тот сыграл идеально бертоновское альтер-эго - Эдварда Вуда.