Дневник кино
  

Россия, 2002, 106 мин.

драма / детектив

Режиссер: Дмитрий Месхиев

Продюсеры: Виктор Глухов, Сергей Мелькумов, Елена Яцуро

Сценарист: Эдуард Володарский

Оператор: Сергей Мачильский

Композитор: Святослав Курашов

В ролях: Сергей Шакуров, Николай Чиндяйкин, Виктория Толстоганова, Юрий Кузнецов, Евгения Добровальская, Наталья Коляканова, Ирина Розанова, Сергей Гармаш, Алиса Признякова, Роман Бокашевский, Максим Зыков, Наталья Терехова, Роман Громадский, Сергей Мигицко, Андрей Зибров, Галина Бокашевская, Дмитрий Месхиев, Михаил Пореченков

Дневник камикадзе

Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10Оценка 4 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
16 октября 2003

Действие фильма разворачивается в трех временных пластах. Пласт первый - бизнесмен ищет убийцу. Пласты второй и третий - флэшбеки, по общему хронометражу не уступающие первому. Мы видим главных героев в годы их школьной молодости, попутно отмечая, какой редкостной гадиной уже тогда был убиенный, и, собственно, из дневниковых записей узнаем о событиях, предшествовавших его смерти. Дабы зритель, не дай бог, не запутался, где и что, все флэшбеки поданы оригинальным способом. Прыгаем на полвека назад - получаем размытые, импрессионистки-пуантилистские картинки с заторможено-дерганным изображением. Читаем дневниковые записи - все видим исключительно в кашированном виде - каждый кадр, каждый план, каждое лицо, абсолютно все получает свое умопомрачительное каше: треугольное, прямоугольное, квадратное, снизу, сверху, на пол-экрана или на самую его четверть. Представьте: к Вадиму подходит мать и дает пощечину. За эти полминуты на ней со скоростью светомузыки меняются попеременно два наряда. А, собственно, зачем понадобилось эта бликующая сценка - чтобы подчеркнуть свойство бизнесменовой памяти, уже не способной удерживать мельчайшие детали?

Кто-то скажет "это стиль такой", я же получил на два часа отвратительное, утомляющее раздражающее изображение, испорченное экспериментаторскими выходками оператора и монтажера. Безусловно, все это сделано с ведома режиссера, и мне остается жалеть, что Дмитрий Месхиев, даривший минуты удовольствия на предыдущих лентах, отнесся к новому опусу не иначе, как к откровению. Хотелось шедевра, получили убогий эксперимент над экранной поверхностью и до колик в животе претенциозную историю.

По всем правилам, нехорошо выдавать финал фильма, претендующего на детектив. И не буду, походя отметив, что детектив этот намеренно ложный, в духе, так сказать, Антониони. Или лучше Достоевского. Из него торчат сюжетные петли, из него вырастает драма, замешанная на комплексе психологических, нравственных и религиозных проблем. Только придвинется на кухне Вадим к своему набожному братцу и запоет с ним, есть ли Бог, нет ли Бога, милосердие-немилосердие, сострадание-несострадание - и быстро все вспоминаешь: и "достоевски" отрегулированную басню о загубленной Вадимом в молодости душе, и Свидригайлова, и Ставрогина, и Карамазова Ваню. А собственно, кто такой этот Вадим, чтобы получить звание современного "человека из подполья"? Что мы знаем о нем, помимо того, что в юности он стихами увлекался и разбойными нападениями, а став постарше, блудил направо-налево, занимал и тратил деньги чужие, а потом не отдавал? Правда, судя по дневнику, мысли думал серьезные, но при том банальные совершенно, у того же Достоевского определенно подсмотренные (оттого и ставшие банальными). Но какое право он имеет ставить моральные эксперименты, какую такую великую истину постиг, чтобы брата в свои игры втягивать?

Нет за главным героем Месхиева и сценариста Володарского ни грамма жизненной правды, нет ее и за прочими героями - Максимом, его приятелем-бандитом, братом Вадима. Есть лишь приторно-сглаженные ситуации и сцены - чего стоит хотя бы финальное примирение Максима и Вадимовой любовницы. Есть и как всегда отличные актеры Кузнецов, Шакуров и Чиндяйкин, получившие в свое ведомство плоских персонажей и убитые неоправданными амбициями талантливого постановщика.