Rambler's Top100

 

"Голубой ангел" Джозефа фон ШтернбергаЗигфрид Кракауэр
"От Калигари до Гитлера.
Психологическая история немецкого кино"

Введение

Архаический период (1895 - 1918)
       Глава 1. Мир и война
       Глава 2. Мрачные предчувствия
       Глава 3. Рождение УФА

Послевоенный период (1918- 1924)
       Глава 4. Потрясение от свободы
       Глава 5. "Калигари"
       Глава 6. Галерея тиранов
       Глава 7. Судьба
       Глава 8. Бессловесный хаос
       Глава 9. Трудная дилемма
       Глава 10. От бунта к раболепству


Время стабилизации (1924 - 1929)
       Глава 11. Упадок
       Глава 12. Замороженные первоосновы
       Глава 13. Проститутка и юноша
       Глава 14. Новый реализм
       Глава 15. Монтаж
       Глава 16. Недолгое пробуждение

Догитлеровский период (1930 - 1933)
       Глава 17. Песни и иллюзии
       Глава 18. Убийца среди нас
       Глава 19. Робкое инакомыслие
       Глава 20. Ради лучшего мира
       Глава 21. Национальный эпос

Комментарии:
       Введение. Главы 1-10
       Главы 11-21


КОММЕНТАРИИ

ВВЕДЕНИЕ

(1) Рота, Пол (р. 1907) - английский режиссер, историк и теоретик кино. Один из основателей (совместно с Д. Грирсоном) английской документальной школы. Основные документальные фильмы: "Контакт" (1932), "Лицо Британии" (1935), "Мир изобилия" (1943), "Жизнь Адольфа Гитлера" (1962). Основные работы по истории мирового кино: "История кино до наших дней" (1949), "Рота о кино" (1958), "Документальный фильм" (1952).

(2) Пабст, Георг Вильгельм (1885-1967) - кинорежиссер, сделавший значительный вклад в киноискусство Германии. Поставил фильм "Безрадостный переулок", в котором создал яркий реалистический образ послевоенной Германии, пораженной разрухой, нищетой и безработицей. Полемизируя с эстетикой экспрессионизма, он писал: "Нужна ли романтическая трактовка событий? Реальная действительность сама по себе достаточно романтична или достаточно ужасна". Связанный с прогрессивными интеллектуальными кругами Германии, Пабст эмигрировал после прихода к власти нацистов. В 1939 г. он вернулся в Германию и работал в кинематографии, контролируемой Геббельсом, оставаясь в стороне от гитлеровской кинопропаганды. В 1955 г. поставил яркий антифашистский фильм "Последний акт" о последних днях гитлеровского рейха. Основные фильмы: "Безрадостный переулок" (1925), "Тайны одной души" (1926), "Любовь Жанны Ней" (1927), "Ящик Пандоры" (1928), "Дневник падшей женщины" (1929), "Западный фронт, 1918" (1930), "Трехгрошовая опера" (1931), "Солидарность" (1931), "Дон-Кихот" (1933), "Парацельс" (1943), "Последний акт" (1955).

(3) Панофски, Эрвин - американский историк искусства немецкого происхождения. В 1926-1933 гг.- профессор в Гамбурге. С 1935 г. работает в Институте высших исследований в Принстоне (США), разрабатывает теорию иконологической интерпретации произведений искусства. Его труды оказали значительное влияние на методику исследования содержания произведений изобразительного искусства. Основные труды: "Этюды по иконологии" (1939), "Альбрехт Дюрер" (1943), "Ранняя нидерландская живопись" (1953), "Надгробная скульптура" (1964).

(4) Штрогейм, Эрик (1895-1957) - американский кинорежиссер и актер. Страстная и непримиримая критика буржуазного общества в его фильмах вызвала ненависть к нему среди хозяев Голливуда. В сорок пять лет, в расцвете своего таланта, он был вынужден оставить режиссуру и перейти к актерской профессии. Несколько поставленных им фильмов стали классикой мирового киноискусства. Основные фильмы: "Слепые мужья" (1919), "Глупые жены" (1921), "Алчность" (1924), "Свадебный марш" (1927), "Королева Келли" (1928).

(5) "В этом отыскивании и фиксации повседневных мелочей и заключается миссия фильма, обусловленная его фотографической природой". Здесь впервые 3. Кракауэр высказывает мысль о сущности природы кино, которая была им подробно разработана в теоретическом труде "Природа фильма. Реабилитация физической реальности" (М., "Искусство", 1974).

(6) Альберс, Ганс (1892-1960) - актер театра. После 1920 г. становится одним из наиболее популярных актеров немецкого кино. Его основное амплуа в немых фильмах - роли романтического плана. В нацистский период снялся в нескольких пропагандистских фильмах. С годами перешел к ролям характерного плана.
Основные фильмы: "Голубой ангел" (1930), "Бомбы на Монте-Карло" (1931), "Человек, который был Шерлоком Холмсом" (1937). "Мюнхгаузен" (1943), "Последний человек" (1955).

(7) План Дауэса - репарационный план для Германии, разработанный в 1923-1924 гг. Международным комитетом экспертов под руководством американского банкира Ч. Дауэса и утвержденный 16 августа 1924 г. на Лондонской конференции держав-победительниц в первой мировой войне. План Дауэса предусматривал предоставление Германии займов и кредитов с целью укрепить позиции германских промышленных монополий.


Глава 1. Мир и война

(1) Мельес, Жорж (1861 -1938) - французский кинорежиссер, один из пионеров кино, создатель фантастического стиля в фильмах, наполненных превращениями, чудесами, приключениями. Согласно взглядам 3. Кракауэра (см. его "Природу фильма") Мельес и Л.Люмьер были зачинателями двух различных направлений, эволюционировавших на протяжении истории мирового кино: Л, Люмьер - документального стиля, а Ж. Мельес-фантастического, образного, С 1896 по 1913 г. Ж. Мельес поставил несколько сот фильмов, пользовавшихся большим успехом у зрителей многих стран. После окончания первой мировой войны Ж. Мельес разорился, так как изменился сам облик кино и его фильмы вышли из моды. Он умер в нищете в канун второй мировой войны. Основные фильмы: "Путешествие на Луну" (1902), "Путешествие через невозможное" (1904), "20000 лье под водой" (1907), "Гамлет" (1907), "Грезы курильщика опиума" (1908), "Галлюцинации барона Мюнхгаузена" (1911), "Покорение полюса" (1912).

(2) Месстер, Оскар Эдуард (1866-1943). Изобретатель, пионер немецкого кино, продюсер и режиссер. В 1896 г. запатентовал использование в кинопроекторе "мальтийского креста", в том же году открыл в Берлине первый кинотеатр на Фридрихштрассе. С 1897 г. сценарист, режиссер и оператор первых короткометражных фильмов в Германии, сделанных в духе Люмьера и воспроизводящих на экране семейные сценки с участием детей. Снимал хроникальные события. С 1902 г. переходит к постановке игровых картин, в 1903 г. делает успешные попытки синхронизации изображения со звуком, записанным на грампластинках. В 1905 г. Месстер приглашает режиссера и оператора Карла Фрёлиха, в 1907 г. у него дебютирует Хенни Портен. Последний произведенный им фильм "Дочери Кольхизеля" (1920).

(3) Коль, Эмиль (1857-1938) - французский режиссер, один из пионеров мультипликации. С 1907 г, работал на киностудии "Гомон" режиссером трюковых фильмов, затем художником-мультипликатором, назвавшим своих рисованных героев "фантошами". Создал большое количество графических фильмов - прямых предшественников современной мультипликации. Основные фильмы: "Фантасмагория, или Кошмар фантоша" (1908), "Драма среди фантошей" (1908), "Веселые микробы" (1909), "Ожившие игрушки" (1912), "Барон де Крак" (1913), "Приключения никелированных ног" (1918).

(4) Нильсен, Аста (1881-1972) - датская киноактриса, снимавшаяся преимущественно в немецких фильмах, поставленных ее мужем, режиссером Урбаном Гадом. Ее актерская карьера началась в театре, затем в фильмах кинокомпании "Нордиск", которые принесли ей славу во Франции и Германии. Среди актеров немого кино она первой осознала, что игра перед камерой требует более тонкой передачи чувства, чем использование театральных эффектов, бывших тогда общепринятыми. Вместе с Урбаном Гадом она переехала в Германию по приглашению продюсера Пауля Дэвидсона, предложившего ей контракт в сорок тысяч марок за фильм, один из самых высоких гонораров, которые получали кинозвезды. Ее актерская карьера окончилась с приходом звука. Будучи в оппозиции к гитлеровскому режиму, она уехала из Германии в 1937 г. и поселилась в Копенгагене. Основные фильмы: "Бездна" (1910), "Балерина" (1911), "Идиот" (1921), "Фрекен Юлия" (1921), "Гедда Габлер" (1925), "Безрадостный переулок" (1925).

(5) Рейнгардт, Макс (1873-1943). Театральный и кинорежиссер. С 1905 по 1933 год руководил берлинским Дойче театр, сделав значительный вклад в развитие режиссерского искусства. Ему удалось преодолеть господствовавшую на немецкой сцене репертуарную и художественную ограниченность натуралистического театра, утвердить реализм как основной творческий метод своих постановок. В 1910-1920-е гг. он осуществил ряд экспериментальных постановок классических пьес, новаторски используя музыку, танец, живопись, свет, и внес новые принципы в разработку массовых сцен. Учениками и соратниками Рейнгардта в театре были прославившиеся впоследствии актеры и режиссеры немецкого кино Э. Яннингс, В. Краус, Ф.-В. Мурнау, Э. Любич, В. Дитерле и другие, В 1933 г., после прихода нацистов к власти, эмигрировал в Австрию, а затем в США. Поставил ряд фильмов (в том числе "Сон в летнюю ночь" по Шекспиру, 1935), однако не сумел в них преодолеть театральной традиции.

(6) Любич, Эрнст (1892-1947) - американский кинорежиссер немецкого происхождения. Дебютировал в Германии в 1919 г. в жанре кинокомедии, остался верен ему на протяжении всей своей жизни, выработав собственный стиль, для которого характерны острая сюжетная разработка, приемы гротеска, тонкий психологизм. С 1923 г. работал в Голливуде, ставил исторические фильмы, мелодрамы, салонные комедии, отличавшиеся высоким профессиональным уровнем режиссуры, однако лишенные глубины и значительного содержания. Основные фильмы: "Мадам Дюбарри" (1918-1919), "Принцесса устриц" (1919), "Анна Болейн" (1920), "Брачный круг" (1924), "Желание" (1935), "Восьмая жена Синей Бороды" (1938), "Быть или не быть" (1942).

(7) Андра, Ферн (1893-1974) - актриса американского и немецкого кино. Снималась в фильмах киностудии УФА в 1919-1927 гг. После прихода звука снималась в США в незначительных фильмах. Основные фильмы: "Хижина дяди Тома" (1914, США), "Генуине" (1920), "Глаза мира", (1930, США).

(8) Морена, Эрна - актриса Дойче театр в Берлине, исполняла в немом кино драматические роли. Б годы звукового кино утратила популярность: Основные фильмы: "Дама с камелиями" (1917), "Индийская гробница" (1921), "Фридерикус Рекс" (1922), "Еврей Зюсс" (1940).

(9) Фрёлих. Карл (1875-1953) - немецкий кинорежиссер, поставивший в 1908-1951 гг. несколько сот фильмов, большинство которых невысокого уровня. В годы фашизма был президентом Рейхсфильмкаммер - гитлеровского управления по делам кино. Основные фильмы: "Братья Карамазовы" (совместно с Д. Буховецким, 1920), "Мать и дочь" (1924), "Девушки в униформе" (1931, художественное руководство), "Средь шумного бала" (1939).

(10) Яннингс, Эмиль (1884-1950)-немецкий киноактер. С 1915 г.- актер в Дойче театр М. Рейнгардта. На экране дебютировал в фильмах Э. Любича. Мировую славу ему принесла роль швейцара в фильме Ф.-В. Мурнау "Последний человек" (1924). Роли в фильмах "Тартюф" (1925), "Голубой ангел" (1930) утвердили его положение лучшего актера немецкого кино. В годы фашизма талант Э. Яннингса, не последовавшего вместе с лучшими кинематографистами Германии в эмиграцию, оскудел. Ему не удалось создать ни одной роли на уровне его предшествовавших достижений. Основные фильмы: "Анна Болейн" (1920), "Дантон" (1920), "Кабинет восковых фигур" (1924), "Последний человек" (1924), "Варьете" (1925), "Тартюф" (1925), "Голубой ангел" (1930), "Роберт Кох, победитель смерти" (1939), "Дядюшка Крюгер" (1941),

(11) Краус, Вернер (1884-1959) - немецкий киноактер. Начиная с 1901 г. играл на сцене провинциальных театров, в 1913 г. перешел в Дойче театр. В кино начал сниматься в 1916 г. Мировую славу приобрел исполнением роли доктора Калигари в фильме Р. Вине. Снимался у режиссеров Ф. Мурнау, Ж. Ренуара, П. Лени, Г.-В. Пабста; в наибольшей степени ему удались роли, выражавшие направление киноэкспрессионизма. После прихода нацистов к власти снимался в самых оголтелых пропагандистских фашистских фильмах. После войны возобновил работу в театре и кино. Основные фильмы: "Кабинет доктора Калигари" (1919), "Осколки" (1921), "Фридерикус Рекс" (1922), "Кабинет восковых фигур" (1924), "Пражский студент" (1926), "Безрадостный переулок" (1925), "Тартюф" (1925), "Тайны одной души" (1926), "Роберт Кох, победитель смерти" (1939), "Еврей Зюсс" (1940), "Парацельс" (1943).

(12) Бассерман, Альберт (1867-1952) - актер театра и кино. С 1889 г. актер театра в Базеле, затем - в Дойче театр в Берлине. В кино снимался начиная с 1913 г. В 1933 г., после прихода к власти нацистов, эмигрировал в Швейцарию, затем во Францию и США. После 1945 г. снимался в Англии, играл в театрах Швейцарии и Западного Берлина. Основные фильмы: "Альрауне" (1927), "Бегство" (1940), "Иностранный корреспондент" (1940), "Капитан из Кёпеника" (1942), "Голубая рапсодия" (1945), "Милый друг" (1947), "Красные башмаки" (1948).

(13) Портен, Хенни (1890-1960) - немецкая киноактриса, пользовавшаяся огромной популярностью в Германии. Начала сниматься у пионера немецкого кино Оскара Месстера. Во многих фильмах была также и продюсером. Снималась у Э. Любича в фильме "Анна Болейн" (1920), в "Черной лестнице" Л. Иесснера и П. Лени (1921). После прихода нацистов к власти почти не снималась, за исключением главной роли в "Комедиантах" Г.-В. Пабста (1941). После войны снималась на киностудии ДЕФА в фильме "Карола Ламберти" (1955).

(14) Пиль, Гарри (1892-1963) -немецкий актер и режиссер. Начиная с 1916 г. снимался в приключенческих фильмах, большинство которых ставил как режиссер. Несмотря на невысокий художественный Уровень этих картин, они пользовались огромным зрительским успехом в Европе после первой мировой войны. Последний фильм Г. Пиля - "Тигр Акбар" (1951).

(15) Гад, Урбан (1879-1947) - датский кинорежиссер, вошедший в историю датского и мирового кино как постановщик фильмов с участием Асты Нильсен. В СССР опубликована его книга "Кино" (1924), содержащая анализ мастерства сценариста, режиссера и актера немого кино. Основные фильмы: "Бездна" (1910), "Пляска смерти" (1912), "Дочь путевого обходчика" (1914), "Колесо счастья" (1927).


Глава 2. Мрачные предчувствия

(1) Вегенер, Пауль (1874-1948) - актер немецкого театра и кино, режиссер. Дебютировал в 1896 г. в театре. Его первая роль в кино в "Пражском студенте" Стеллана Рийе. Большой успех фильма помог Вегенеру (вместе с Генриком Галееном) получить постановку фильма "Голем" и сыграть в нем главную роль. Поставил ряд фильмов в немом кино, нередко исполнял в них главные роли, а также снимался в фильмах других режиссеров. После прихода нацистов к власти ставил националистические фильмы и снимался в таких гитлеровских фильмах, как "Ганс Вестмар" (1933), "Великий король" (1941), "Кольберг" (1945). После поражения гитлеровской Германии участвовал в деятельности демократических немецких театров. Основные фильмы: "Пражский студент" (1913), "Голем" (1915 и 1920), "Ванина" (1922), "Лукреция Борджиа" (1922), "Альрауне" (1927).

(2) Эверс, Ганс Хайнц (1871-1943) - немецкий писатель, подражавший стилю Э.-А. По и Э.-Т.-А. Гофмана; излюбленными мотивами его декадентской прозы были садизм, сверхъестественное, фантастика. Его привлекала стилистика киноэкспрессионизма, ему принадлежит ряд сценариев этого направления начиная с "Пражского студента" С. Рийе. Впоследствии Г.-Х. Эверс стал одним из активных сценаристов нацистского кино, в частности автором фильма о Хорсте Весселе - "Ганс Вестмар". Соч.: "Альрауне" (1913), "Паук" (1913), "Вампир" (1920).

(3) "Чувство кинематограф а". Название сборника теоретических статей С. М. Эйзенштейна, анализирующих специфику выразительных средств киноискусства и киноязыка, переведенных и изданных Дж. Лейдой в США.

(4) Галеен, Генрик (1882-1949). Актер, сценарист, режиссер голландского происхождения. Перед тем как дебютировать в кино, работал в театрах Германии и Швейцарии. Соавтор и сорежиссер Пауля Вегенера по фильму "Голем" (1915). В новой форме они вернулись к этому сюжету в 1920 г. Его основной вклад в немецкий киноэкспрессионизм выразился е написании сценариев "Носфера-ту" (1922) для Ф.-В. Мурнау и "Кабинет восковых фигур" (1924) для Пауля Лени. В качестве режиссера выступил с постановкой "Пражского студента" (1926) и "Альрауне" (1927), в которых был соавтором Г.-Х. Эверса. В 20-е гг. он уезжал в Англию, где поставил фильм "После приговора" (1928). О его последующей деятельности сведений нет.

(5) Фёнс, Олаф (1882-1949) -датский актер. В кино снимался с 1911 г. Для исполнительского стиля Фёиса характерна лаконичность выразительных средств, внутренний темперамент, напряженная работа мысли. Эти черты его стиля особенно ярко проявились в фильме "Гомункулус". В 20-е гг. снимался преимущественно в Германии, в частности в фильме "Индийская гробница". В 1923-1937 гг. работал в театре.

(6) Шелер, Макс (1874-1928) - немецкий философ и социолог. В его научной деятельности наблюдаются два периода. В первом из них преобладают проблемы этики и психологии, на которых заметны влияния теории феноменологии. После 1925 г. в его работах виден поворот в сторону социологии и историографии.

(7) Линдау, Пауль (1839-1919) - немецкий писатель. Руководил театрами в Мейнингене и Берлине, на сцене ставились его драмы. Творчество Линдау и самый факт его популярности Ф. Меринг рассматривал как свидетельство "великого краха духовных сил" германской буржуазии.

(8) "Доктор Джекил и мистер Хайд" - ссылка на рассказ английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" (1886) - философскую новеллу на тему о раздвоении личности. Этот сюжет неоднократно привлекал внимание кинематографистов. Наиболее известны постановки Д. Робертсона (1920), Р. Мамуляна (1932), В. Флеминга (1941).


Глава 4. Потрясение от свободы

(1) Освальд, Рихард (1830-1963) - немецкий режиссер и продюсер. Получил театральное образование а Вене, затем в годы мировой войны основал собственный театр в Германии. Поставил большое число костюмно-исторических и постановочных фильмов во время немого периода кино, отличавшихся прекрасно разработанным декорационным оформлением и непременным участием знаменитых кинозвезд. Основные фильмы этого периода: "Портрет Дориана Грея" (1917), "Макбет" (1921), "Леди Гамильтон" (1922), "Лукреция Борджиа" (1922), "Дон Карлос и Елизавета" (1924), "Калиостро" (1928). Его лучшие звуковые фильмы - "Альрауне" (1930), "Капитан из Кёпеника" (1931). В 1933 г. уехал в Англию, затем в 1938 г. во Францию и в США. После окончания войны вернулся в Германию.

(2) Май, Джоэ (1880-1954) - немецкий продюсер и режиссер. Ставил серийные фильмы, героем которых был сыщик Стюарт Уэббс (1913-1914). Его наиболее известный фильм немого периода "Индийская гробница" (1921). Под влиянием стиля "каммершпиль" и "новой вещности" он поставил свои лучшие фильмы "Возвращение домой" (1928) и "Асфальт" (1929), В 1934 г. эмигрировал из Германии, переехал в Голливуд, где на протяжении 30-х годов поставил ряд малозначительных в художественном отношении фильмов вроде "Возвращения человека-невидимки" (1940). Впоследствии оставил кино и открыл ресторан в Голливуде,

(3) Негри, Пола (р. 1894) - популярная актриса кино. Родилась в Польше, училась в балетных школах Варшавы и Петербурга. В 1913 г.- актриса в варшавском "Театре Малы". В кино снималась начиная с 1914 г.
Основные фильмы в Польше: "Рабыня греха" (1914), "Бестия" (1917), "Тайна Аллей Уяздовских" (1917), "Арабелла" (1917). Основные фильмы в Германии: "Глаза мумии Ма" (1918), "Кармен" (1918), "Мадам Дюбарри" (1918-1919), "Сумурун" (1920); в США: "Испанская танцовщица" (1923), "Запрещенный рай" (1924), "Отель "Империаль" (1926).

(4) Лидтке, Гарри (1888-1945). Немецкий киноактер. Играл в провинциальных театрах, затем в берлинском Дойче театр под руководством М- Рейнгардта. В 1911 г. Оскар Месстер пригласил его сниматься в кино, где вскоре он стал постоянным партнером Хенни Портен. Снимался также в фильмах Э. Любича вместе с Полой Негри. В 20-е годы был наиболее популярным актером немецкого кино. Основные фильмы: "Принцесса устриц" (1919), "Мадам Дюбарри" (1918-1919), "Сумурун" (1920), "Человек без имени" (1921), "Жена фараона" (1921), "Летучая мышь" (1923).

(5) Буховецкий, Дмитрий (1895-1932) - кинорежиссер. Родился в России. Ставил фильмы в Германии и США. Как режиссер Д. Буховецкий испытал сильное влияние Любича. Его фильмы, не обладавшие высокими художественными качествами, пользовались неизменным зрительским успехом. Основные фильмы в Германии: "Дантон" (1920), "Братья Карамазовы" (совместно с К. Фрёлихом, 1920), "Отелло" (1922), "Петр Великий" (1923), "Всё за деньги" (1923) - все фильмы с участием Э. Яннингса. Основные фильмы в США: "Кармен" (1924), "Корона лжи" (1926).

(6) Толлер, Эрнст (1893-1939) -немецкий драматург, поэт, публицист, чье творчество связано с немецким экспрессионизмом. В апреле 1919 г. участвовал в создании Баварской советской республики. После подавления ее был заключен в тюрьму, где написал драмы "Человек-масса" (1921), "Эуген Несчастный" (1923). В его драме "Гоп-ля, мы живем!" (1927) показана трагедия немецкого интеллигента. После прихода к власти фашистов в 1933 г. эмигрировал из Германии в США, где написал антифашистский роман "Пастор Холль" (1935). Умер в США.

(7) Ланг, Фриц (1890-1976) - кинорежиссер. Родился в Вене. Готовился стать архитектором, изучал изобразительное искусство в Париже и Мюнхене, работал как художник-график. Во время первой мировой войны служил в австрийской армии, был ранен и потерял один глаз. После войны начал писать рассказы и сценарии для Джоэ Мая. В 1919 г. дебютировал как кинорежиссер. Его первый успех связан с постановкой "Усталой смерти" (1921). Основные фильмы немого периода: "Доктор Мабузе, игрок" (1922), "Нибелунги" (1923-1924), "Метрополии (1926), "Шпион" (1928), "Женщина на Луне" (1929). Первый звуковой фильм Ф. Ланга "М" (1931) был интересным экспериментом в использовании звука. В 1933 г. Ланг эмигрировал во Францию, где поставил "Лилиом" (1934), а затем переехал в США. Его наиболее значительные фильмы американского периода "Ярость" (1936) и "Живешь только раз" (1937). Он создал антинацистские фильмы "Охота на человека" (1941), "Палачи тоже умирают" (1943), "Министерство страха" (1944), "Большая жара" (1953).


Глава 5. "Калигари"

(1) Майер, Карл (1892-1944) - сценарист, оказавший наибольшее влияние на развитие немецкого кино 20-х годов, главным образом на направление киноэкспрессионизма, а затем "каммершпиля" и "новой вещности". Его сценарии в большинстве случаев определяли стилистику и режиссерское решение фильмов. Основные фильмы, поставленные по сценариям К. Майора: "Кабинет доктора Калигари" (1919), "Генуине" (1920), "Осколки" (1921), "Черная лестница" (1921), "Ванина" (1922), "Новогодняя ночь" (1924), "Последний человек" (1924), "Тартюф" (1925), "Берлин, симфония большого города" (1927); в США "Восход солнца" (1927), в Англии "Ариана" (1931), "Мечтательные уста" (1932). После прихода гитлеровцев к власти эмигрировал сперва в Париж, а затем в Лондон. Умер в Лондоне.

(2) Поммер, Эрих (1889-1966) - продюсер, один из основателей немецкой кинопромышленности. В 1915 г. основал в Берлине свою кинокомпанию "Декла" ("Дойче Эклер"), впоследствии влившуюся в УФА. Его влияние как продюсера охватывало такие фильмы, как "Кабинет доктора Калигари", "Доктор Мабузе, игрок", "Нибелунги", "Последний человек", "Голубой ангел", "Трое с бензоколонки", "Конгресс танцует" и многие другие. В 1933 г. он эмигрировал из Германии и стал главой кинокомпании "Фокс-Эуропа" в Париже. В 1934 г. вместе с Чарлзом Лоутоном основал в Лондоне компанию "Мэй-флауэр Продакшн", где были поставлены фильмы "Пламя над Англией" (1936), "Таверна Ямайка" (1939). В 1946 г. вернулся в Германию и был продюсером ряда фильмов, среди которых "Дети, матери и генерал" (1955). В 1956 г. переехал в Голивуд.

(3) Вине, Роберт (1881-1938) - немецкий режиссер и актер. Работал в театре, а затем начиная с 1914 г.- в кино. Ставил фильмы и писал сценарии для Хенни Портен и Эмиля Яннингса. Его фильм "Кабинет доктора Калигари" принес Р. Вине всемирную славу. Успех фильма во многом был предопределен сценарием К. Майера и Г. Яновица и декорациями Варма, Рёрига и Реймана, а также актерской игрой К. Фейдта и В, Крауса. Другие фильмы Р. Вине не имели такого успеха, хотя "Генуине" (1920), "Раскольников" (1923), "Руки Орлака" (1925) представляли интерес как образцы искусства экспрессионизма. В звуковом кино Р. Вине не сумел себя проявить. Умер в Париже.

(4) Рихтер, Ганс (1888-1976) - режиссер европейского киноавангарда 20-х годов. Начав с создания абстрактных фильмов "Прелюдия", "Фуга", "Ритм-21", "Ритм-23", "Ритм-25", "Оркестровка цвета", он обратился к сюрреализму, поставив фильм "Утренние привидения" (1927-1928) и несколько документальных фильмов, обладающих социальным содержанием, "Симфония скачек" и "Инфляция" (1927-1928). В 1931-1933 гг. снимал, но не закончил фильм "Металл" для киностудии "Межрабпомфильм" в Москве, посвященный стачке металлистов и их антифашистской борьбе. Снимал фильмы в Швейцарии, Франции, США, где снова вернулся к выразительным средствам сюрреализма,- "Мечты, которые можно купить" (1944).

(5) Руттман, Вальтер (1887-1941) - немецкий режиссер-кинодокументалист. В молодости интересовался музыкой, живописью и архитектурой. Работу в кино начал экспериментальными фильмами (серия "Опусы"), в которых геометрические формы обретали на экране движение (1921-1924). Сделал в технике рисованного фильма эпизод "Сон о соколах" для "Нибелунгов" Ф. Ланга, сотрудничал с В. Пудовкиным в работе над фильмом "Враг в крови" (1931). Руттман сыграл значительную роль в эволюции документального фильма на Западе в конце 20-х годов своим фильмом "Берлин, симфония большого города", в котором получили отражение теории Д. Вертова о роли монтажа, съемки скрытой камерой и теории "жизни врасплох". Его экспериментальный фильм "Мелодия мира" (1929) покоился на идее о том, что люди всех рас и наций испытывают одни и те же чувства и пользуются одинаковыми жестами для их выражения. После съемок фильма "Сталь" (1933) в Италии он вернулся в гитлеровскую Германию и согласился ставить документальные фильмы по заданиям Геббельса, участвовал в работе над фильмом "Олимпия" Л. Рифеншталь и поставил фильм "Немецкая броня" (1940), прославлявший наступление гитлеровских танков на Париж. В 1941 г. он был смертельно ранен во время съемок на Восточном фронте.

(6) Фейдт, Конрад (1893-1943) - немецкий актер театра и кино. Дебютировал в кино в 1917 г. Играл в большом количестве немых фильмов, в том числе наиболее знаменитых произведениях киноэкспрессионизма: "Кабинет доктора Калигари" (1919), "Лукреция Борджиа" (1922), "Кабинет восковых фигур" (1924), "Пражский студент" (1926), "Руки Орлака" (1925), "Человек, который смеется" (1927). После 1933 г. он эмигрировал из гитлеровской Германии в Англию, где снимался во многих фильмах, В 1941 г. переехал в США, где снялся в фильмах "Женское лицо" (1941), "Нацистский агент" (1942), "Касабланка" (1942) и "Вне подозрения" (1943).

(7) Дюпон, Эвальд Андреас (1891-1956), В 10-е годы был одним из первых немецких кинокритиков. Э.-А. Дюпона можно считать режиссером всего лишь одного фильма - "Варьете" (1925), принесшего ему международную славу. Фильмы, поставленные им с 1918 по 1924 год и после "Варьете", не поднимались над уровнем посредственной режиссуры. В Англии Э.-А. Дюпон поставил ряд фильмов, в том числе "Атлантик" (1929) и "Пикадилли" (1929), выделявшиеся интересным изобразительным решением и атмосферой действия. После прихода нацистов к власти переехал в США, где открыл агентство по найму киноактеров и поставил ряд малозначительных фильмов.


Глава 6. Галерея тиранов

(1) Мурнау, Фридрих Вильгельм (1889-1931). Немецкий кинорежиссер. Творческую деятельность начал как актер театра, работал в Дойче театр М. Рейнгардта. С 1914 по 1918 год был режиссером театра. Дебютировал а кинорежиссуре фильмом "Мальчик в голубом" (1919) с К. Фейдтом в главной роли. Творчество Мурнау тесно связано с направлением киноэкспрессионизма. Среди ранних работ Мурнау, в которых складывался его индивидуальный стиль,- "Сатана" (1919), "Двуликий Янус" (1920) и "Горбун и танцовщица" (1920). Его важнейшие фильмы созданы по сценариям К. Майера. Заметным произведением немецкого киноэкспрессионизма стал его фильм "Носферату" (1922), созданный по мотивам романа Б. Стокера "Дра-кула". Лучшим фильмом Ф.-В. Мурнау остался "Последний человек" (1924), принадлежащий к значительным произведениям немого кино. После экранизации "Тартюфа" (1925) с Яннингсом в главной роли и "Фауста" (1926) Мурнау был приглашен в Голливуд. Его первый фильм "Восход солнца" (1927) по Г. Зудерману сохранял черты его индивидуальности и экспрессионистской традиции и стал событием в американском кино немого периода. Его последовавшие голливудские постановки - "Четыре черта" (1927) по рассказу Г. Банга и "Городская девушка" (1929) несли на себе следы требований голливудских продюсеров. Совместно с Р. Флаэрти Ф.-В. Мурнау отправился в экспедицию на острова Южных морей для съемки фильма "Табу" (1931). Навязанные директорами голливудской киностудии требования противоречили замыслу Флаэрти, и он оставил работу над фильмом, который заканчивал один Мурнау. Однако ему не пришлось увидеть свой фильм на экранах, так как незадолго до премьеры он погиб в автомобильной катастрофе.

(2) Балаш, Бела (1884-1949) - теоретик кино, эссеист, сценарист, кинорежиссер. Один из наиболее влиятельных теоретиков киноискусства. В начале своей деятельности венгерский поэт, романист, оперный либреттист композитора Б. Бартока. Участвовал в культурном строительстве молодой Венгерской советской республики. После ее подавления в 1919 г. жил в эмиграции в Австрии, потом в Германии. После прихода гитлеровцев к власти эмигрировал в СССР, где прожил с 1933 по 1945 г. Сценарии Балаша: "Приключения десяти-марковой ассигнации" (1926), "Трехгрошовая опера" (1931), "Где-то в Европе" (1947). В СССР изданы его теоретические труды: "Видимый человек. Очерк драматургии фильма". М., 1925; "Культура кино". М., 1925; "Дух фильмы". М., 1935; "Искусство кино". М., 1945; "Кино - становление и сущность нового искусства". М., 1968. После 1945 г. Балаш жил в Венгрии, помогая становлению социалистической кинематографии. Его именем названа Студия экспериментальных фильмов в Будапеште.

(3) Герлах, Артур фон (1860-1924)-немецкий театральный и кинорежиссер, поставивший наиболее "стендалевскую" по духу из всех известных экранизаций "Ванины Ванини",

(4) Арнхейм, Рудольф (р. 1904) - эстетик, психолог и теоретик киноискусства. В своих исследованиях стремится применять выводы и методику гештальтпсихологии. Приход фашистов к власти заставляет его эмигрировать в США. С 1971 г. Арнхейм профессор Гарвардского университета. Хотя он обращается к выразительным средствам кино почти во всех своих работах, посвященных пространственным искусствам и зрительному восприятию, основной анализ природы кино содержится в его книге "Кино как искусство", изданной в СССР в 1960 г.

(5) Дитерле, Вильгельм (Уильям) (1893-1972) - актер и режиссер. Работал в Германии, а с 1930 г.- в США. Из фильмов, поставленных им в Голливуде, наибольшую популярность имели кинобиографии "Повесть о Луи Пастере" (1936), "Жизнь Эмиля Золя" (1937), "Хаурес" (1939), "Магическая ампула доктора Эрлиха" (1940). Другие фильмы: "Горбун Собора Парижской богоматери" (1940), "Саломея" (1953), "Омар Хайам" (1957). После 1960 г. вернулся в Германию.


Глава 7. Судьба

(1) Шпенглер, Освальд (1880-1936) - немецкий философ-идеалист. В своем главном труде "Закат Европы" излагает пессимистический взгляд на историю общества как историю возникновения, расцвета и неизбежной гибели отдельных замкнутых культур, в частности современной европейской культуры.


Глава 8. Бессловесный хаос

(1) "...подобно бюхнеровскому Воццеку". Бюхнер, Георг (1813-1837) - немецкий драматург и публицист-демократ, обратившийся с революционным воззванием к крестьянам, начинавшимся словами: "Мир хижинам, война дворцам!" Драма Бюхнера "Воццек" разоблачает тупость немецкого бюргерства, но абсолютизирует влияние социального гнета на духовный облик человека. В 1921 г. на сюжет этой драмы композитор Альбан Берг написал оперу "Воццек", которая широко ставилась в Германии, в СССР и других странах.

(2) Пик, Лупу (1886-1931). Немецкий кинорежиссер. Родился в Румынии, свою творческую деятельность начал как актер театра. Как киноактер снимался в фильмах "Кабинет восковых фигур" (1924) П. Лени и "Шпион" (1928) Ф. Ланга, а также и в собственном фильме "Глупец" (1920). Л. Пик - один из основоположников направления "каммершпиль", стремившегося показать обыденную жизнь небогатых людей и раскрыть их психологию, К. Майер был автором его основных фильмов "Осколки" (1921) и "Новогодняя ночь" (1924). Вскоре Л. Пик и К. Майер творчески разошлись, и последующие фильмы Л. Пика не поднялись над уровнем посредственности: "Одна ночь в Лондоне" (1928), "Наполеон на острове Святой Елены" (1929) и "Уличная песенка" (1931) - звуковой фильм о судьбе безработных музыкантов с участием Э. Буша.


Глава 9. Трудная дилемма

(1) Бергер, Людвиг (1892-1969) - немецкий кинорежиссер. Изучал философию в Гейдельберге. Начал работать как театральный и оперный продюсер. В 1922 г. дебютирует в кино. Ставил элегантные, в стиле рококо, фильмы на сказочные и фантастические темы, часто на сюжеты оперетт Штрауса и Легара. "Золушка" (1923) и "Вальс-мечта" (1926) типичны для его творчества раннего периода, в котором изобретательно используется кинокамера. С конца 20-х гг. ставит фильмы в разных странах - в США, Франции, Англии и Голландии. В США известны его музыкальные киноревю "Король-бродяга" (1930) и "Парижский плейбой" (1931). В Англии совместно с Майклом Пауэллом и Тимом Уиланом поставил "Багдадского вора" (1940).

(2) Рифеншталь, Лени (р. 1902) - немецкая актриса и режиссер-кинодокументалист. Ее работа в кино началась участием в "горных фильмах" Арнольда Фанка, во многих из них она исполняла главные роли. Л. Рифеншталь также поставила "горный фильм" "Голубой свет" (1932), где исполнила главную роль. По просьбе Гитлера, которого она боготворила и с которым находилась в тесных дружеских отношениях, Л. Рифеншталь сделала ряд пронацистских документальных фильмов: "Победа веры" (1933), "Триумф воли" (1935-1936) - о нацистском съезде в Нюрнберге, "Олимпия" (1936-1938) - об Олимпийских играх 1936 года в Берлине. Эпизод победы негритянского спортсмена из США Д. Оуэнса над немецким спортсменом стал одним из центральных в фильме, и это вызвало конфликт между Геббельсом, требовавшим запрета фильма, и Рифеншталь. После окончания войны Л. Рифеншталь поселилась в Англии.

(3) Робисон, Артур (1888-1935) -немецкий кинорежиссер. Учился в университете в Мюнхене, получил диплом доктора медицины. Работать в кино начал в 1914 г. сперва как сценарист, затем перешел в режиссуру. Наиболее известная его работа немого периода "Тени" (1922) -экспрессионистский фильм, поставленный без диалогов и надписей. Основные фильмы: "Манон Леско" (1926), "Осведомитель" (1928), "Процесс Мэри Дуган" (1931), "Пражский студент" (1935).


Глава 10. От бунта к раболепству

(1) Черепи, Арцен фон (1881-1946) - венгерский и немецкий режиссер. Родился в Будапеште. В 1919 г. приехал в Берлин и начал работать в кино в качестве сценариста. Дебютировал как режиссер в 1919 г. фильмом "Ящик Пандоры". В 1921-1922 гг. поставил "Фридерикус Рекс" в четырех сериях с участием Отто Гебюра. В 1923- 1938 гг. поставил в Германии ряд малозначительных фильмов. В 1939 г. вернулся в Венгрию, где в годы войны поставил несколько фильмов.

(2) Гебюр, Отто (1877-1954) - актер немецкого театра и кино. В кино дебютировал ролью Фридриха Великого в фильме "Фридерикус Рекс" (1922). Другие фильмы: "Ватерлоо" (1928), "Старый Фриц" (1928), "Концерт для флейты в Сан-Суси" (1931), "Великий король" (1941), "Имензее" (1943), "Ложь" (1950), "Голубой час" (1952), "Это была моя жизнь" (1954).

(3) "Движение молодых" - культурно-оздоровительное движение, возникшее в Германии в начале века. Направленное против мещанского духа, оно искало путей возрождения молодежи в туризме по родной стране, изучении фольклора, художественной самодеятельности. Кульминационным моментом этого движения был слет молодежи на горе Мейсснер в 1913 году. Подготовка правящими кругами Германии мировой войны изменила характер движения, придав ему националистический характер. После первой мировой войны и в особенности во второй половине 20-х годов "Движение молодых" стало смыкаться с нацистским движением.

(4) "Сыновний бунт, подготавливавший в экспрессионистских драмах появление "нового человека". Термин "новый человек" появился в связи с постановкой исторической пьесы Г. Кайзера "Граждане Кале" (1917), в которой появляется мотив индивидуалиста-одиночки, пытающегося добровольной смертью спасти группу людей, объединенных общей опасностью.

(5) Клёпфер, Ойген (1886-1950) - актер немецкого театра и кино. После окончания первой мировой войны и до 1936 г. был актером нескольких ведущих театров. В 1920 г. дебютировал в кино как актер, однако слава пришла к нему только в 1923 г. после фильма "Улица". Другие фильмы: "Новогодняя ночь" (1924), "Вильгельм Телль" (1934), "Игрок" (1938), "Фридрих Шиллер" (1940), "Братья Нольтениус" (1945). После прихода фашистов к власти получил звание "государственного актера" и занимал пост советника в гитлеровском управлении пропаганды и управлении кинематографией.

(6) Циннер, Пауль (1890-1969). Немецкий кинорежиссер. Родился в Будапеште, работал в венгерском театре. С 1919 г. ставит фильмы в Австрии и Германии. Его наиболее значительный фильм немого периода, "Ню" (1924), кинодрама в стиле "каммершпиль", в которой, как и в большинстве последовавших фильмов, играла его жена актриса Элизабет Бергнер. Сценарии фильмов "Ариана" (1931) и "Мечтательные уста" (1932) написал Карл Майер, уехавший в Париж вместе с П. Циннером и Э. Бергнер. После прихода к власти нацистов они эмигрировали в Англию, где П. Циннер поставил "Екатерину Великую" (1934), "Никогда не оставляй меня" (1935), "Как вам это понравится" (1936) по Шекспиру и "Украденную жизнь" (1939). Начиная с 1955 года Циннер разработал систему одновременной съемки несколькими камерами театральных представлений, преимущественно балетных и оперных спектаклей. Лучшие из них "Дон-Жуан" (1955), "Большой балет" (1957), "Кавалер роз" (1962) и "Ромео и Джульетта" (1966).

(7) Бергнер, Элизабет - актриса театра и кино. Жена режиссера Пауля Циннера, она снималась в Германии по преимуществу в его фильмах; наибольший успех имели "Ню" (1924), "Фрейлейн Эльза" (1929), "Мечтательные уста" (1932), В 1933 г. эмигрировала с П. Циннером в Лондон. После окончания войны работала преимущественно как театральный режиссер в Англии и Западной Германии.
Основные фильмы: "Ариана" (1931), "Екатерина Великая" (1934), "Никогда не оставляй меня" (1935), "Как вам это понравится" (1936), "Украденная жизнь" (1939), "Говорит Париж" (1941),

(8) Рейнигер, Лотта - режиссер мультипликационных, "силуэтных" фильмов, в которых она перенесла на экран технику "китайских теней". Начав работу в мультипликации в 1919 г., создала в 1923-1926 гг. свой лучший фильм "Приключения принца Ахмеда". В 30-е гг. продолжала работу над силуэтными фильмами, обогатив их использованием звука. Л. Рейнигер создала серию фильмов "Приключения доктора Дулиттла" (1928-1931), "Арлекин" (1932), "Кармен" (1933). В 1952-1956 гг. осуществила постановку большого числа мультфильмов в Англии.


Комментарии: Главы 11-21
Предыдущая глава
Вернуться в библиотеку

 

 
© Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003