Дневник кино
  

актер, режиссер, продюсер

родился
28 декабря 1954, Монт-Вернон, штат Нью-Йорк, США

IMDb

Дензел Вашингтон

Denzel Washington

Статья

Американский актер, один из самых популярных чернокожих исполнителей современного Голливуда, идеальное лицо для идеальных героев. Дензелу Вашингтону повезло с самого начала - в 1987 году первая номинация на "Оскар", а уже через два года - и сам "Оскар", за второплановую роль беглого раба, во время гражданской войны вступившего в первое черное подразделение армии добровольцев (историко- патриотическая драма Слава). Отметить призом молодого, практически никому не известного черного актера да еще в фильме на такую тему для Американской киноакадемии было делом чести - страна вступала в полосу жесточайшей политкорректности, и подобная награда была не столько данью актерскому мастерству Дензела (в тот год он обошел таких мэтров, как Брандо, Айелло и Ландау), сколько веянием времени (достаточно отметить, что в тот же год лучшим фильмом был признан Шофер мисс Дэйзи). Тем примечательней, что дважды сыграв реально существовавших борцов за права черных - Стивена Бико (Крик во тьме, 1987) и Малькольма Икса (в одноименной ленте), а также невинно посаженного боксера Рубена Картера (Ураган, 1999), и получив за эти роли лишь номинации, свой второй "Оскар" - за криминальную драму Тренировочный день (2001) - Вашингтон заработал, сыграв нечто, диаметрально противоположное всему, что было сделано им до этого.

Алексей Дубинский
16 января 2004

Положительный герой экрана родился 28 декабря 1954 года в городке Монт Вернон в семье священника. Очевидно, об актерской карьере он и не думал, возможно, поэтому после окончания школы собирался стать журналистом. Свою ошибку Дензел понял, оказавшись в университете на студенческих подмостках, из университета ушел и перевелся в Сан-Франциско, в Американскую театральную консерваторию. Выяснилось, что и это не предел его мечтаний. После года учебы Вашингтон навсегда покинул стены образовательных заведений и отправился на поиски работы. Молодой, высокий, с бездной обаяния, он пришелся ко двору практически моментально. Достаточно было появиться в нескольких телевизионных постановках, и продюсеры его заметили.

Первой ролью в большом кино стала комедия Майкла Шультца Копия в негативе (1981), сатирическая история, как у белого, не отличающегося толерантностью бизнесмена, внезапно объявился чернокожий сын. Энергия юного "бастарда" била через край, он буквально лез на рожон, требовал признания самого себя, и очарованный таким внезапным отпрыском папаша ради сына ломал свою карьеру и семью. Режиссура Шультца оставляла желать лучшего, так же, как и шутки фильма, однако бизнесмена сыграл Джордж Сигал, и в паре с ним Вашингтон создал интересный, полный обаяния дуэт.

Жаль, комедийное начало, которое актер проявил в этой ленте, не стало доминантой в его последующей карьере. После успеха Славы Голливуд запатентовал Вашингтона как положительного героя боевиков и драм. Создавалось ощущение, что на экране Дензел может существовать лишь в двух ипостасях - или как хороший коп (их он переиграл немало - Могучий Куинн, Рикошет, Виртуозность, Осада, Власть страха), или как борец за права человека (даже странно, что академия прошла мимо его роли в Филадельфии (1993), где он сыграл адвоката, представляющего интересы зараженного СПИДом гея).

Может показаться, что, отыгрывая фильм за фильмом очередного всеамериканского кумира, Вашингтон постепенно превращался в деревянную статую, этакого истукана, которому больше и играть не надо - он и так уже положительный и обаятельный. Общую нерадостную картину скрашивали две сочные, противоречивые роли у Спайка Ли в Блюзе о лучшей жизни (1990) и Его игре (1998). Именно эти работы, а вовсе не пресный "Ураган" Картер в плоской драме Нормана Джуисона, наиболее адекватно передавали все же очевидный талант актера к перевоплощению. Спайк Ли в этих лентах был, как всегда, на высоте - в банальных, на первый взгляд, сюжетах он находил нетривиальные, живые, полнокровные, даже двойственные характеры. Вашингтон в Блюзе блестяще играл джазмена Блика Гиллиама, постепенно спускающего на тормозах свою потенциально блестящую карьеру, запутавшегося в отношениях с любимыми женщинами, друзьями и коллегами, своими менеджерами и самим собой. Для Спайка это был один из первых мудрых фильмов. Обожающий доводить до предела, до взрыва накипь сильнейших человеческих эмоций, здесь он приводил своего героя к финальному умиротворению: Гиллиам, на время отказавшийся от музыки, в последние мгновенья фильма вновь брался за любимый саксофон, а Вашингтон идеально воплощал эту потерянность пополам с пришедшей жизненной мудростью.

В другом фильме, Его игра, актер рассказал историю Джейка Шаттлсуорта, заключенного, выпущенного из тюрьмы на несколько дней с условием, что он убедит своего сына, талантливого баскетболиста, поступить в нужный колледж ради местной спортивной команды. Одиссею неприкаянного, одинокого человека, пробивающего глухую стену отчужденности и неприятия между собой и собственным сыном, Вашингтон играл со свойственной ему сдержанностью, минимумом выразительных средств, что лишь усиливало драматизм ситуаций.

Конечно, был он великолепен и в другом совместном со Спайком Ли фильме, Малькольм Икс, наверное, самом прославленном из всех; однако длинную, на четыре часа растянутую, задыхающуюся под бременем режиссерских амбиций и ритмических сбоев, чередующую блестящие фрагменты с откровенно проходными эпизодами, эту ленту о самом знаменитом черном экстремисте сложно назвать, прежде всего, удачей самого Ли. Впрочем, актуальность темы и реноме Спайка сделали Малькольма заметным явлением, и многих это убедило в несомненных актерских способностях исполнителя заглавной роли.

Убедительней все же оказался Тренировочный день: здесь Вашингтон сыграл свою лучшую роль. Алонцо Харрис - брутальный, во всех смыслах грязный полицейский, устраивающий бег с препятствиями по пересеченной местности своему напарнику-новичку, молодому бледнолицему сопляку-идеалисту. Он продажный мерзавец, прикрывающийся собственной философией выживания, подлец, не знающий жалости и чести. Авторы фильма были последовательны до конца, они не дали послаблений характеру героя, не пошли на компромиссы и очевидные в таких случаях уловки. Вашингтон начал и логично завершил рисунок созданного им образа, намеренно сыгранного против своего предыдущего актерского опыта, своего амплуа и, наконец, против Американской киноакадемии, все это время замечавшей лишь его социально и политкорректно значимые роли. Для академии это тоже был своего рода вызов - наградить "Оскаром" сугубо отрицательную роль, в обход традиционной для нее роли безумного гения из Игр разума. Это было честней, и с художественной точки зрения: полновесный, объемный герой Вашингтона был намного ярче и убедительней мастеровитого, но механического и какой-то выморочного Расселла Кроу.

Насколько вдохновил успех "Тренировочного дня" Дензела Вашингтона, станет ясно в ближайшие годы. Определенно, он не желает расстраивать своих поклонников, с каждым новым его появлением на экране привыкших сопереживать любимому актеру, ждущих позитивных эмоций. К большим свершениям это не приводит - в детективе Вне времени Вашингтон все тот же благородный коп, а в драме Ника Кассаветеса Джон Кью все тот же всеамериканский супермен, пусть и явленный в образе отчаявшегося человека, который захватывает клинику с одной лишь целью - чтобы его умирающему сыну сделали операцию на сердце. Значимостью темы и актуальностью проблематики отдает и его режиссерский дебют Антуан Фишер, увы, тоже лишенный измерения подлинного искусства, призванного провоцировать зрителя не на банальные переживания, на сложные реакции ума и сердца. Что еще предложит нам главный Малькольм Икс Голливуда, покажет время.