Дневник кино
  

Россия, 2005, 116 мин.

драма

Режиссер: Алексей Герман-мл.

Продюсер: Александр Вайнштейн

Сценаристы: Олег Антонов, Александр Вайнштейн, Алексей Герман-мл.

Оператор: Олег Лукичев

Композитор: Игорь Вдовин

В ролях: Евгений Пронин, Данила Козловский, Леонид Мозговой, Чулпан Хаматова, Гоша Куценко, Павел Романов, Иамзе Сухиташвили, Руслан Ибрагимов, Дмитрий Владимиров, Александр Быковский

Гарпастум

Garpastum

Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
23 ноября 2005

В Гарпастуме идейный наив молодости помножен на тщательное копирование одной из уникальнейших режиссерских манер. Действительно, отчего бы младшему Герману ни опробовать эстетику отца, если совпадают и тематические пристрастия. Здесь, как у и Германа, историческая реконструкция представлена через предельно разреженное пространство, растянутое до бесконечности, с намеренными пустотами, в котором герои лишь фигуры, маленькие человечки в огромном универсуме; это такое «броуновское движение» на фоне серых будней с многочисленными репликами «ниоткуда», из-за кадра, без ритма и интонационной заостренности. В этом смысле, футбол как хаотичная игра, сводящая бесчисленное мельтешение мяча и ног к единой системе, – удачно найденная метафора кружащегося в завораживающем ритме времени (учитывая и то, что футбол сам по себе режиссера не очень увлекает).

Другое дело, что копия – не оригинал. Здесь есть симпатичные герои и правильно, но излишне протокольно и бесстрастно рассказанная история о большом Времени, в которое, как в матрешку, помещены маленькие судьбы, и есть умелая историческая перспектива с сербским террористом, Ахматовой и Блоком. Но здесь нет осмысленного отношения к выбранному времени, того, что протоколу, документу придает подлинно художественное измерение. Гарпастум – всего лишь история с привлекательным названием; оно, название, броское, но словно чуждое – герои-то увлечены футболом (как мы его сегодня знаем) и об античной игре в мяч рассуждают мимолетом и походя; так же походя режиссер от героев избавляется. Это просто неплохой фильм, взявший за образец все-таки недостижимый идеал.