
Режиссер: Вим Вендерс
Продюсеры: Бернд Айхингер, Питер Гини
Сценарист: Петер Хандке
По роману Иогана Вольфганга Гёте Годы учений Вильгельма Мейстера
Оператор: Робби Мюллер
Композитор: Юргер Нипер
В ролях: Рюдигер Фоглер, Ханна Шигулла, Иван Десни, Марианна Хоппе, Ханс Кристиан Блех, Настасья Кински, Лайза Крюзер, Питер Керн, Адольф Хансен
Ложное движение
Falsche bewegung











Алексей Дубинский
18 декабря 2003
Актер Рудигер Фоглер во второй - но не последний - раз в фильме Вима Вендерса отправился путешествовать по Германии. Первый путь Вендерс проложил для него в "Алисе в городах", искреннем, тончайшем шедевре печальной созерцательности. В "Алисе" герой Фоглера был фотографом, создателем визуального искусства, в "Ложном движении" он стал писателем, демиургом вербальности, и на этом различии выстроены и все прочие оппозиции двух лент. От попыток заставить героя запечатлеть внешнюю действительность режиссер перешел к попыткам убедить его начать фиксировать свой внутренний мир. Однако "Ложное движение" в фильмографии Вендереса порождает вовсе не мотив осознания реальности в себе, сколько открывает тему творческой фрустрации художника. То, что затем Вендерс так или иначе продолжит в блестящем "Положении вещей", в неудавшемся "Хэммете" и половинчатой "Лиссабонской истории", здесь уже явлено с обескураживающей прямотой. Это для классического героя Гёте дорога могла превратиться в годы учений, но для современного Вильгельма движение - лишь фальшь, заезженная пластинка, скольжение на холостом ходу, кружение по закольцованной местности. Очевидно, снятый после "Алисы", первый ослепительно цветной фильм Вендерса отметил и начало его собственной фрустрации, повторение одних и тех же мелодий, порой, с блеском, но все чаще - с нудной заунывной протяжностью, без истинного движения вперед.
Впервые, пожалуй, Вендерс выстраивает свой фильм как диалогический набор сентенций, то, что потом так резко будет контрастировать с его операторским взглядом, и словесный мусор начнет превалировать над изображением. В "Ложном движении" все герои торопятся высказаться - поэт Ландау навязывает случайным знакомым свои стихи, бывший нацистский атлет Лаэртс всякий раз порывается рассказать некую историю, об одиночестве не переставая рассуждает одинокий промышленник, в чей дом герои забредают по ошибке, донести до Вильгельма свое внутреннее страдание жаждет актриса Тереза Фарнер; молчит лишь циркачка Миньон. Интересно отметить, что каждый раз излияния их обрываются внезапно и бесповоротно: промышленник кончает с собой, Тереза переживает приступ ярости, Лаэртс сбегает от распалившегося Вильгельма, Ландау покидает новую компанию молча, без объяснений. Сам Вильгельм в конце обрывает свою мысль на полуслове. Вендерс остро чувствует невозможность человека вовлечь в свое словесное поле другого, словами выразить ту мучительную боль, которую причиняют ему окружающие и пространство. Странно, что отметив этот очевидный диагноз, сам он не смог остановиться и в дальнейшем заговорил все больше. Кстати, на следующий год он отправил Фоглера в третье путешествие, в фильме с симптоматичным названием "С течением времени".