Дневник кино
  

Бельгия - Нидерланды, 1977, 152 мин.

драма / военный

Режиссер: Пауль Верхувен

Продюсер: Роб Хувер

Сценаристы: Пауль Верхувен, Кис Холирхоек, Герард Сутеман

По роману Эрика Хацельхоффа Рольфзема

Оператор: Йост Вакано

Композитор: Рожье ван Оттерлоо

В ролях: Рутгер Хауэр, Ерун Краббе, Эдвард Фокс, Сюзан Пенальон, Лекс ван Делден, Дерек де Линт, Хьюб Руйманс, Дольф де Врис, Эдди Хаббема, Белинда Мелдьик, Питер Фабер, Рийк де Гоойер, Пауль Бранденбург, Вард де Равет, Берт Стрюйс, Рейнхард Колльдехофф, Андреа Домбург, Гус Хермус, Хенни Альма, Берт Андре, Кас Баас, Том Ван Беек, Хан Блаау, Артур Бони, Хьюб Броос, Жак Коммандер, Труус Деккер, Берт Дийкстра, Вилли Ван Хеесвельде, Бруни Хайнке, Дел Хенни, Ханна де Лееу, Джон Ледди, Боб Лёвенстайн, Китти Янссен, Хьюго Коольшин, Вим Кувенховен, Кон Майер, Вим де Майер, Мэри Мичон, Херо Мюллер, Йохан Шмиц, Карел Себест, Серж-Хенри Вальке, Хенк Вотель

Солдат королевы

Soldaat van Oranje

Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10Оценка 8 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
16 декабря 2003

Особая прелесть этой ленты Пауля Верхувена, отметившей небывалый взлет его карьеры у себя на родине, в умелом пропорциональном сочетании духа лихой авантюрности и пафоса традиционных антивоенных драм. С одной стороны, это не абсолютный серьез Лодки или Железного креста, с другой - шире и сложней чего-то завлекательного, типа Ставки больше, чем жизнь. Атрибуты приключенческого кино, созданного на военном материале, присутствуют в Солдате королевы в полном объеме - адреса, явки, предатели и двойные агенты, сорванные или с блеском проведенные операции; так или иначе лента смотрится с большим интересом.

И все же гораздо сильней просматривается в ленте что-то предельно личное, свойственное практически каждой ленте Верхувена - от ранних голландских работ вплоть до голливудской Невидимки. Речь идет о мере ответственности человека перед суровой реальностью, его собственном выборе - увлеченно ли он заиграется в жизнь, поминутно и бесповоротно теряясь в инсталляциях собственной игры, или же сделает выбор в пользу осмысления действительности и своего в ней места. В фильме представлены два таких полюса - Гус и Эрик, игрок и реалист. Первый принимает войну как продолжение собственного, иронично-легкомысленного бытия, второй - заземленный, правильный школяр, романтичным книжкам предпочитающий грамотные прописи и следующий чужим подсказкам (только с подачи шустрой английской подруги ему удается попасть в летные войска). Первый создает правила, второй по ним играет. Неудивительно, что Гус, целиком отдавшись своему представлению, виртуозному выходу на бис, не замечает, что не только он перевоссоздает мир вокруг себя, но этим заняты практически все, кому не лень, в то время как сторонний наблюдатель Эрик неожиданно способен оценить и понять кем-то придуманный механизм. Закономерен и финальный итог обоих.

Интересней другое. Оставшийся победителем Эрик - фигура для режиссера нетипичная; ему ближе игроки. Ставшие в Солдате королевы полюсами, открытые им замечательные актеры Рутгер Хауэр (Эрик) и Ёрун Краббе (Гус) до и после в фильмах Верхувена игру предпочитали видеть смыслом жизни, а жизнь превращали в запредельный фарс, где совершенно все могло стать поводом к перманентному развлечению - даже война.